Историческая информация » История политических и правовых учений » Политические и правовые учения в России во второй половине XVII-XVIII вв.

Политические и правовые учения в России во второй половине XVII-XVIII вв.
Страница 4

"по природе" (подчинение ребенка родителям, власть монарха), "по своей воле" (зависимость холопа и слуги), "по принуждению" (рабство или невольничество, являющееся противоестественным).

Большое внимание исследователь уделял рассмотрению форм государства, связывая их с природно-географическими и демографическими факторами. Демократия возможна в городе-государстве или в небольшой области; аристократия - в островных государствах, защищенных от неприятелей. Наилучшей формой правления для России В.Н. Татищев считал монархию, склоняясь к' ограниченному ее варианту: правителю необходимо, по его мнению, опираться в своей деятельности на двухпалатное законосовещательное собрание.

Татищев придавал большое значение соблюдению законов, полагая, что всеми "персонами" в государстве должен управлять закон. Считая действовавшее в его время Соборное уложение 1649 г., устаревшим кодексом, мыслитель заявлял о необходимости подготовить Новое уложение и провести всестороннюю работу по кодификации законов и устранению противоречий в современном ему законодательстве.

В вопросах, связанных с судопроизводством, Татищев настаивал на профессиональной подготовке судей и назначении на судебные должности лиц со специальной подготовкой. В своих сочинениях ученый уделял серьезное внимание образованию, его организации, распространению знаний, могущих предотвратить народное недовольство, "бунты и разорения".

Видным

представителем политико-правовой

мысли

петровского

времени был И.Т. Посошков. Будучи

крупным купцом в

фабрикантом.

Посошков " своих произведениях высказал ряд предложений

по многим аспектам экономической, политической в идеологической жизни. государства. Благодаря своему незаурядному

ужу" большой начитанности, он стад первым с экономистом" в истории российского общества. Россия должна идти вперед, писал он, и только в наиболее полном развитии производительных сил заключается ее спасение.

Являясь сторонником преобразований Петра I, Посошков в своем последнем сочинении "Книге о скудости и богатстве" выступил за развитие промышленности и торговли, предложив усилить разработку полезных ископаемых страны. Подчеркивая значение "праведных" законов (вещественное богатство), он в основу всего ставил производство материальных благ - "от чего умножиться может изобильное богатство". В целях упорядочения торговой деятельности необходимо было, по мнению. Посошкова, запретить занятие торговлей всем сословиям, кроме купеческого. Последним (купцам) следует, в свою очередь предоставить право свободного торга, унифицировать внутренние пошлины, установив их единообразие. На долю дворянского сословия Посошков отводил несение военной службы, считая ее основным занятием дворян: "един раб не может двум господам служить", он должен либо торговать, либо воевать.

Главную причину "скудости" страны И.Т. Посошков видел в отсталости сельского хозяйства, а эту отсталость объяснял, прежде всего, жестокой эксплуатацией закрепощенного крестьянства. Не выступая против основ крепостничества, он доказывал насущную необходимость регламентировать - повинности крестьян, четко установить размеры барщины и оброка. Для этого необходим специальный закон, указывающий "сколько с крестьян помещику оброку и инаго чего имать, я по колику дней в неделю на помещика своего работать".

Большое внимание уделено Посошковым вопросам "искоренения неправды". В разделе "О правосудии" он дал обоснование правовым нормам, стирающимся па православную этику. Мыслитель делал вывод о необходимости вести судопроизводство правдиво ("Бог любит только правду"), невзирая на лица. Однако судьи, уповая на Бота, должны сами знать законы, изучать судейское искусство. Судебный процесс Посошков предлагал проводить по определенным правилам, предусмотренным законом, составлять протокольные записи судебных заседаний, направлять доход от суда ("присуд") непосредственно в царскую казну.

Для осуществления правосудия в стране, И.Т. Посошков предусматривал создание новой Судебной книги, опубликованию которой должна была предшествовать длительная работа по кодификации законодательной базы, •уточнению древних и новых статей, разработке новых положений.

Посошков полагал, что государство способно достичь гражданского мира, процветания страны и "общего блага". Он возлагал надежды в деле исправления общества Петра I, но не идеализировал царя, как Прокопович и Татищев. Теоретическое наследие Посошкова, несмотря та противоречивость многих его воззрений, стало значительным достижением русской общественно-политической мысли XVHI столетия, отразив крупные социально-политические перемены, которые происходили в стране.

Страницы: 1 2 3 4 


Герб и флаг Китая
Китайский флаг появился в 1935 году, когда была провозглашена КНР. Его спроектировал шанхайский экономист Цзэн Ляньсун. В общей сложности были рассмотрены более 3 тысяч проектов, но победил вариант экономиста. Государственный флаг КНР = это красное полотнище с пятью звёздами, располагающимися в левом углу, - одна большая и четыре малые. ...

Партия «Кадеты»
Осень и зима 1905 года принесли новые формы организации крестьянских выступлений революционные крестьянские комитеты, которые пытались решить насильственными методами земельный вопрос. 31 октября 1905 года в селе Марково Волоколамского уезда Московской губернии крестьяне потребовали учреждения полновластной народной думы, уничтожения со ...

Моско́вские Триумфа́льные воро́та
Моско́вские Триумфа́льные воро́та (Рис. 18)— сооружены в 1834—1838 гг. в Санкт-Петербурге по проекту В. П. Стасова в честь победоносного окончания русско-турецкой войны (1828—1829). Расположены на пересечении Московского и Лиговского проспектов, на площади Московские Ворота. В начале XX век средняя колонна была демонтиро ...