Историческая информация » История политических и правовых учений » Политические и правовые учения в России во второй половине XVII-XVIII вв.

Политические и правовые учения в России во второй половине XVII-XVIII вв.
Страница 4

"по природе" (подчинение ребенка родителям, власть монарха), "по своей воле" (зависимость холопа и слуги), "по принуждению" (рабство или невольничество, являющееся противоестественным).

Большое внимание исследователь уделял рассмотрению форм государства, связывая их с природно-географическими и демографическими факторами. Демократия возможна в городе-государстве или в небольшой области; аристократия - в островных государствах, защищенных от неприятелей. Наилучшей формой правления для России В.Н. Татищев считал монархию, склоняясь к' ограниченному ее варианту: правителю необходимо, по его мнению, опираться в своей деятельности на двухпалатное законосовещательное собрание.

Татищев придавал большое значение соблюдению законов, полагая, что всеми "персонами" в государстве должен управлять закон. Считая действовавшее в его время Соборное уложение 1649 г., устаревшим кодексом, мыслитель заявлял о необходимости подготовить Новое уложение и провести всестороннюю работу по кодификации законов и устранению противоречий в современном ему законодательстве.

В вопросах, связанных с судопроизводством, Татищев настаивал на профессиональной подготовке судей и назначении на судебные должности лиц со специальной подготовкой. В своих сочинениях ученый уделял серьезное внимание образованию, его организации, распространению знаний, могущих предотвратить народное недовольство, "бунты и разорения".

Видным

представителем политико-правовой

мысли

петровского

времени был И.Т. Посошков. Будучи

крупным купцом в

фабрикантом.

Посошков " своих произведениях высказал ряд предложений

по многим аспектам экономической, политической в идеологической жизни. государства. Благодаря своему незаурядному

ужу" большой начитанности, он стад первым с экономистом" в истории российского общества. Россия должна идти вперед, писал он, и только в наиболее полном развитии производительных сил заключается ее спасение.

Являясь сторонником преобразований Петра I, Посошков в своем последнем сочинении "Книге о скудости и богатстве" выступил за развитие промышленности и торговли, предложив усилить разработку полезных ископаемых страны. Подчеркивая значение "праведных" законов (вещественное богатство), он в основу всего ставил производство материальных благ - "от чего умножиться может изобильное богатство". В целях упорядочения торговой деятельности необходимо было, по мнению. Посошкова, запретить занятие торговлей всем сословиям, кроме купеческого. Последним (купцам) следует, в свою очередь предоставить право свободного торга, унифицировать внутренние пошлины, установив их единообразие. На долю дворянского сословия Посошков отводил несение военной службы, считая ее основным занятием дворян: "един раб не может двум господам служить", он должен либо торговать, либо воевать.

Главную причину "скудости" страны И.Т. Посошков видел в отсталости сельского хозяйства, а эту отсталость объяснял, прежде всего, жестокой эксплуатацией закрепощенного крестьянства. Не выступая против основ крепостничества, он доказывал насущную необходимость регламентировать - повинности крестьян, четко установить размеры барщины и оброка. Для этого необходим специальный закон, указывающий "сколько с крестьян помещику оброку и инаго чего имать, я по колику дней в неделю на помещика своего работать".

Большое внимание уделено Посошковым вопросам "искоренения неправды". В разделе "О правосудии" он дал обоснование правовым нормам, стирающимся па православную этику. Мыслитель делал вывод о необходимости вести судопроизводство правдиво ("Бог любит только правду"), невзирая на лица. Однако судьи, уповая на Бота, должны сами знать законы, изучать судейское искусство. Судебный процесс Посошков предлагал проводить по определенным правилам, предусмотренным законом, составлять протокольные записи судебных заседаний, направлять доход от суда ("присуд") непосредственно в царскую казну.

Для осуществления правосудия в стране, И.Т. Посошков предусматривал создание новой Судебной книги, опубликованию которой должна была предшествовать длительная работа по кодификации законодательной базы, •уточнению древних и новых статей, разработке новых положений.

Посошков полагал, что государство способно достичь гражданского мира, процветания страны и "общего блага". Он возлагал надежды в деле исправления общества Петра I, но не идеализировал царя, как Прокопович и Татищев. Теоретическое наследие Посошкова, несмотря та противоречивость многих его воззрений, стало значительным достижением русской общественно-политической мысли XVHI столетия, отразив крупные социально-политические перемены, которые происходили в стране.

Страницы: 1 2 3 4 


Сравнение права римского права периода республики и периода Римской империи
Примечательной чертой Законов XII таблиц было четко проведенное разделение вещей на две категории. К первой принадлежали земельные участки (в Италии), рабы, рабочий скот, строения и сельские сервитуты, ко второй–все остальные вещи. Практическое значение такого разделения обнаруживалось в способе отчуждения вещей: при их продаже, дарени ...

Ранний рим
Центр будущей великой державы Рим вырос в Лации, на левом берегу Тибра, в его нижнем течении. Место это было заселено с глубочайшей древности, о чем свидетельствуют находки палеолитических орудий ашельского типа и черепа неандертальского человека. Гораздо больше известно о жизни здесь в эпоху бронзового века. Рим входил в ареал распрост ...

«Передышка» и распад Народного фронты
Однако финансовые трудности заставили правительство Блюма объявить «передышку» в осуществлении программы Народного фонта. Казна была пуста. В этих условиях правительству пришлось пойти на девальвацию на 14% французского франка. Левые группы, среди них коммунисты, выдвинули требование «Пусть платят богачи!» Это означало бы переход движе ...