Общественный строй
Страница 1

Краеугольным камнем неписаной римской конституции становится правило: люди не равны друг другу. Рабы не люди, а вещи.

Римское гражданство приобреталось, как правило, рождением от полноправных отца и матери. По достижении совершеннолетия римский юноша приводился на форум (площадь в Риме, где совершался суд) и записывался в соответствующую трибу. С этого момента он становился политически полноправным. С политическим полноправием связывалось: 1) право участия в народном собрании; 2) право быть избранным на должность в римском правительственном и судебном аппарате; 3) право служить в войске.

Политическое полноправие не означало еще полноправия «гражданского», т.е. права распоряжения имуществом. Пока был жив отец и сын находился под его властью (т.е. в составе семьи отца), никаких сделок с вещами и деньгами он совершать не мог, если на это не имелось прямого уполномочия отца. Только глава семьи мог обращаться за судебной защитой своих интересов, составлять завещание, быть свидетелем при составлении завещания другим лицом.

Как политическое, так и гражданское полноправие были достоянием мужчин. Согласно римским законам, женщины «вследствие присущего им легкомыслия» не могли совершать сделок, а тем более участвовать в политической жизни.

Римское гражданство утрачивалось с продажей в рабство за долги или преступление, а тоже вследствие ссылки или изгнания.

Римским гражданином становился и отпущенный на волю раб. Но он не мог замещать выборных должностей и служить в армии. Голосовал он только в собрании своей трибы.

Отпущение на волю совершалось разными способами: виндиктой, т.е. в присутствии магистра – консула, претора или проконсула; по цензу, т.е. включением раба в какой-нибудь из разрядов, созданных реформой Сервия Туллия (как если бы раб был свободным человеком); по завещанию. Господин мог поставить условием освобождения денежный выкуп, отработку в течение определенного количества лет или дней, исполнение определенного дела, ежегодные денежные взносы и т. д[2].

По мере того как Рим из незначительного поселка превращался в столицу огромного средиземноморского «круга земель», состав его населения стал пополняться иностранцами. Многие приезжали сюда для ведения торговых дел и здесь оставались. Называли их перегринами. В своих отношениях, а тем более в своих спорах с римлянами перегрины претендовали на то, чтобы учитывались право и обычаи их собственной страны. В отношениях между собой они держались главным образом этих обычаев. Таким образом в пределах одного и того же города возникают и обособляются две несхожие системы права: одна для римских граждан, другая для перегринов – право квиритское и право перегринское.

Перегринское право стало называться со временем «правом народов». Было бы ошибкой видеть в нем международное право, поскольку предметом последнего являются межгосударственные отношения. Это то же римское право, но только предназначенное для особого круга имущественных правоотношений. Как и вольноотпущенники, перегрины могли приобретать права римских граждан за особые заслуги перед Римом или на основе специальных актов государственной власти, распространявшихся на отдельные группы иностранцев.

Начиная с III–II вв. до н.э. основным работником в Риме становится раб. Расцвет римского земледелия находится в неразрывной связи с существованием мелких и средних рабовладельческих поместий, ' в каждом из которых было занято от 5 до 30 рабов. Сотни рабов использовались на изнурительных и губительных работах в рудниках (медных, серебряных и др.). Многие тысячи рабов были заняты на строительстве домов, сооружении храмов и дорог, в разного рода мастерских. Квалифицированный раб-ремесленник высоко ценился на рынке.

Страницы: 1 2


Россия в период правления Федора Иоанновича. Социальный строй русского общества в XVI в
Между приближенными к престолу началась борьба за влияние на царя, на первое место выдвинулся царский шурин Борис Федорович Годунов . В 1589 г. в Москве было утверждено патриаршество. Последняя жена Ивана IV Мария Нагая со своим малолетним сыном Дмитрием и братьями была удалена из Москвы в город Углич. 15 мая 1591 г. царевич Дмитрий ...

Зарождение классового общества. Рабовладельческие государства в Северном Причерноморье и Крыму. Государственные объединения племен киммерийцев и тавров
В начале I тысячелетия до н.э. население Восточной Европы вступило в новую историческую эпоху - железный век. Научившись добывать железо, изготовлять и применять железные" орудия труда, более крепкие, чем медные и бронзовые, первобытные люди достигли значительного повышения производительности своего труда. У старейшин родов и вожде ...

Внешние и внутренние факторы социального развития Востока
К началу XVI в. общественный строй стран Востока, несмотря на существенные различия социальных порядков по странам и континентам, имел много сходных черт. Если на Западе частное лицо (феодал) или особый институт (церковь, город) могли при определенных обстоятельствах противостоять государству и его суверену, то на Востоке это было практ ...