Елизавета Петровна Романова
Страница 1

Дочь Петра I и будущей императрицы Екатерины Алексеевны появилась на свет 18 декабря 1709 г. В этот день русские войска, победители в Полтавском сражении, развернув знамена, торжественно вступали в Москву. Получив радостное известие о рождении дочери, Петр устроил в ее честь трехдневное празднество. Царь очень любил свою вторую семью. Привязанность к близким у него, человека властного и сурового, принимала порой трогательные формы. В письмах к жене он передавал привет "четверной лапушке" – это было семейное прозвище Елизаветы в ту пору, когда она еще ползала на четвереньках.

Летом 1710 г. Петр плавал по Балтике на паруснике "Лизетка" - так он называл крошечную цесаревну. В возрасте двух лет она вместе с четырехлетней сестрой Анной присутствовала на свадьбе своих родителей.

Петр рано начал отдельно писать царевнам, поощряя их подобным образом к овладению грамотой. Елизавета научилась читать и писать, когда ей не исполнилось и восьми лет. Петр I видел в своих дочерях орудие дипломатической игры и готовил их к династическим бракам, чтобы укрепить международное положение России. А потому он прежде всего обращал внимание на изучение ими иностранных языков. Елизавета в совершенстве знала французский, говорила на немецком и итальянском языках. Кроме того, царевен обучали музыке, танцам, умению одеваться, этикету. С детства Елизавета страстно полюбила танцы, и в этом искусстве ей не было равных.

Еще в 1720 г. отец попытался устроить брак Елизаветы с французским королем Людовиком XV, ее одногодком. Но в Версале сдержанно отнеслись к предложению русской стороны из-за происхождения царевны: ее мать была простолюдинка, в момент рождения дочери не состояла в браке с царем.

Позднее Елизавета была сговорена за Карла Августа Голштинского, но он умер, так и не успев стать ее мужем.

Положение юной Елизаветы при дворе и в государстве резко изменилось в 1727 г. Прежде жизнь походила на сказку. Ее окружало молодое общество, где она царила не только по праву высокого происхождения, но и благодаря личным достоинствам. Быстрая на выдумки, приятная в обхождении, Елизавета была душой этого общества. От родителей она получала достаточно денег, чтобы удовлетворить свою страсть ко всякого рода развлечениям. В ее окружении все бурлило весельем, она была вечно занята: поездки по Неве и за город, маскарады и балы, постановки спектаклей, танцы .

Это непрерывное и безоглядное упоение жизнь" кончилось, когда умерла мать Елизаветы, императрица Екатерина I. При дворе Анны Иоанновны цесаревне оказывались полагающиеся ей почести. Однако Елизавета чувствовала себя чужой в царском семействе. Отношения ее с двоюродной сестрой-императрицей не отличались теплотой. Анна Иоанновна назначила Елизавете более чем скромное содержание, и царевна, ранее не знавшая счета деньгам, теперь постоянно испытывала в них нужду. Предполагают, что императрица не могла забыть своего унизительного положения в Митаве, когда она из-за вечной нехватки средств весьма часто обращалась с мольбами о помощи к родителям Елизаветы и далеко не всегда получала просимое. А потому и царевне при ней жилось несладко.

Анна распорядилась установить за цесаревной слежку. Чтобы избавиться от Елизаветы, ее хотели либо выдать замуж куда-нибудь подальше от Петербурга и за "безопасного" принца, либо насильно сделать монахиней. Подходящего жениха так и не подыскали. А угроза пожизненного заточения в монастыре для Елизаветы стала кошмаром, от которого она избавилась, только взойдя на престол. Цесаревна вынуждена была вести себя крайне осторожно. Любое необдуманно сказанное слово – ею или кем-то из близких ей людей – могло привести к катастрофе. Она подчеркнуто не интересовалась политикой.

И, тем не менее, опасения Анны Иоанновны не были лишены основания хотя бы потому, что дочь Петра I любили в гвардии. Она часто посещала казармы Преображенского и Семеновского полков. Знакомые гвардейские офицеры и солдаты нередко просили Елизавету быть крестной матерью их детей, и она охотно выполняла их пожелания. Именно в среде гвардии Елизавета нашла своих горячих сторонников, с помощью которых в ноябре 1741 г захватила власть в государстве.

Страницы: 1 2 3


Проблемы развития военной школы
Снижение количественных возможностей военно-учебных заведений по подготовке офицерских кадров сопровождается существенным ухудшением и качества их подготовки. Причин для проявления этой тенденции несколько, и все они носят вполне объективный характер. К основным из них можно отнести недостаток финансирования, увольнение высокопрофессион ...

Италия в период объединения
После поражения революции 1848 - 1849 г. Италия осталась раздробленной. Ломбардо-Венецианская область управлялась Габсбургами, а мелкие герцогства - Модена, Парма и Тоскана - находились под австрийским влиянием. Там находились австрийские войска. В Риме с 1849 г. находился французский гарнизон. На юге, в Королевстве Обеих Сицилий правил ...

Внутренняя политика России в 1860-1881гг.
1861г - Манифест об отмене крепостного права 1864г - земская и судебная реформы 1870г - городская реформа 1874г - принятие нового военного устава Факторы: - отставание России от западных стран - высокий уровень социальной напряженности (крестьянские волнения и забастовки рабочих, деятельность подпольных организаций революционеров, ...