Земство и интеллигенция

Отделение земств от административной власти, всесословное земское представительство, определенная обособленность и самостоятельность- все это способствовало стойкому и самоотверженному интересу интеллигенции к работе в земских органах. Статистика, медицина, народное образование, помощь голодающим стали важнейшими функциями земских учреждений. Истинно творческая, созидательная работа русской интеллигенции в земствах стала своего рода альтернативной народничеству, носившему скорее разрушительный характер. По подсчетам Б.Б.Веселовского, земские служащие и лица, труд которых оплачивался земствами (врачи, учителя, агрономы и тд.) в 1912 г. составляли 150 тыс. человек.

Именно земская интеллигенция явилась той социальной группой населения России, в которой конфликты и сотрудничество между административной властью и земствами повлияли на политическую культуру общества в плане формирования не только повиновения, зависимости и подчинения, но и культуры политического участия, столь характерной для периода становления гражданского общества. Большинство интеллигенции видело в земствах возможность каждодневной просветительной, медицинской, агрономической, статистической и пр. деятельностью принести реальную пользу народу. Что касается освободительного и революционного движения, то побудительной причиной для участия в нем для сельского учителя, статистика, фельдшера или врача служили, как правило, не абстрактные и теоретические причины, а конкретная необходимость улучшения тяжелых условий крестьянского быта, который он наблюдал повсеместно.

Бюрократия весьма настороженно относилась к земской интеллигенции. Деятельность земской либеральной оппозиции на рубеже XIX-ХХвв. можно рассматривать как подготовительный этап создания политических партий. Земства "вырастили многих руководителей новой формации (достаточно напомнить, что министры Временного правительства Г.ЕЛьвов, Д. И. Шаховской, А.М.Шингарев в прошлом были активными земцами и ни один общественно-политический институт в России не имел такого совпадения интересов и политических намерений с Временным правительством, как земства).[7]


Влияние христианства на жизнь людей
Христианизация Древней Руси протекала противоречиво. Если киевская община, подчиняясь авторитету княжеской власти, приняла новую веру безропотно, то другие регионы, например, Новгород, приходилось крестить огнем и мечом. Язычество еще долго сохраняло свои позиции, особенно в сознании людей. Православная церковь, приспосабливаясь к местн ...

Развитие феодальной Франции в Х-ХІІІ вв.
В собственном смысле слова политическая история Франции начинается в IХ в., с момента заключения знаменитого Верденского договора (843 г.), который разделил государство франков – империю Карла Великого – между его внуками (сыновьями Людовика Благочестивого) на три части: Западно-Франкское королевство, Восточно-Франкское королевство и ко ...

Коллективизация сельского хозяйства была одним из важных направлений создания сталинской модели социалистического общества.
Кооперация - добровольное объединение людей, которые вносят материальные средства для совместной хозяйственной деятельности. Коллективизация - репрессивная политика сталинского режима в 30-е гг., которая заключалась в насильственном объединении крестьян в коллективные хозяйства и ликвидации, самостоятельных крестьянских хозяйств. В пл ...