Историческая информация » Теоретические основы изучения истории России » Монголо-татарское нашествие и немецко-шведская экспансия

Монголо-татарское нашествие и немецко-шведская экспансия

К началу монголо-татарского нашествия Русь уже более ста лет находилась в условиях феодальной раздробленности. Это ослабило Русь как в политическом, так и в военном отношении.

Постепенно в первой трети XIII в.

выделились два наиболее сильных государства-княжества, ставших политическими лидерами: Галицко-Волынское на юго-западе и Владимиро-Суздальское на северо-востоке. Эти княжества вели политику централизации и политического объединения русских земель. Однако этому на много лет помешало татаро-монгольское иго.

Первое поражение от монголо-татар русские понесли в 1223 г.

во время столкновения у реки Калки

. Поражение на Калке вошло в историю как одно из самых сильных и тяжелых.

Монголы к началу нашествия на Русь обладали огромной территорией, сильным, организованным войско, централизованной властью. Нашествие татаро-монгол на Русь началось в 1237 г.

под руководством хана Батыя. Первой пала Рязань.

Батый не дошел 100 верст до Новгорода и повернул назад. На следующий год основной удар монголо-татарской экспансии пришелся на юг. Были захвачены Киев, Чернигов и многие другие города. Последними были разгромлены города Галицко-Волынской земли.

В 1240-х гг.

в низовье Волги был основан город Сарай-Бату, ставший столицей огромного татаро-монгольского государства.

Всех князей утверждали на престолах в Сарай-Бату, а позже в Сарае-Берке. Им выдавали ярлыки – это грамоты татаро-монгольских ханов на право занимать какой-либо престол. Для того чтобы знать, сколько дани можно собрать, была проведена первая перепись населения. Те, кто не мог ее заплатить дань, продавались в рабство.

Монгольские правители разжигали вражду между русскими князьями, не допуская централизации русских земель.

С запада на Русь обрушились шведы и немецкие рыцари. В 1234 г.

князь новгородский Ярослав нанес поражение немецким рыцарям на реке Эмбах. Тевтонский и Ливонский ордена объединившись и заручившись поддержкой Германии и римского папы они напали на Новгород и Псков. Вместе с немцами решили выступить и шведы. Они планировали захватить земли Финского Залива.

Зимой 1240 г.

шведы по Неве подошли к устью реки Ижоры. Войско молодого князя Александра Всеволодовича подошло 15 июля к Неве и разгромило шведов на берегу и на море. С тех пор новгородского князя прозвали Александром Невским.

Весной 1242 г.

произошло знаменитое Ледовое побоище на Чудском озере, в ходе которого Александр Невский разгромил немецких рыцарей. Этой победой был положен конец претензий и агрессии крестоносцев.

Иван III прекратил платеж татарского «выхода» и вступил в союз с Крымским ханом, противником Золотой Орды. В 1480 г.

хан Золотой Орды Ахмат решил восстановить свою власть. Войска противников встретились на реке Угре, не решаясь начать сражение. В начале ноября

хан Ахмат

отступил от русских границ. В 1502 г.

крымский хан Шенгли-Гирейнанес ослабевшей Золотой Орде окончательный удар.

Василий III

(1505–1533 гг.)

– завершил объединение Великороссии. В 1510 г. он присоединил к Москве Псков, а в 1517 г.

– княжество Рязанское. В 1514 г. в войне с Литвой он взял Смоленск.


Социально-экономическое развитие в 1860х-начале 1890х гг.
Программа деятельности М.Х.Рейтерна (1862-1878гг)легла в основу официального курса экономической политики. В соответствии с ней осуществлялась активная поддержка форсированного создания железнодорожной сети, новых отраслей тяжелой промышленности и кредитной системы с участием коммерческих банков. Государство выдавало льготные заказы, кр ...

Борьба за власть в партии
Родившийся в семье таможенного чиновника в1889 году, Адольф Гитлер в начальный период своей жизни никак не проявлял себя в качестве фигуры, способной заставить содрогнуться весь мир. Скорее он выглядел как самая заурядная непосредственность.1 Как отмечает Э.Фром, и с этим можно согласиться, именно семья, и особенно мать послужила толчк ...

Образование в 1980-1990-е годы
Перестройка внесла некоторые коррективы в школьную реформу, реализация которой началась в 1984 г. В духе лозунга на «ускорение» была выдвинута задача всеобщего компьютерного обучения школьников. Однако, как и многие начинания тех лет, компьютеризация осталась лишь красивым призывом. На практике реформа свелась к введению 11-летнего срок ...