Историческая информация » Развитие феодальной Франции в Х-ХІІІ вв.

Развитие феодальной Франции в Х-ХІІІ вв.
Страница 2

В эпоху первых Капетингов (Х-начало ХП вв.) Франция не являлась единым целым не только политически, но и этнически. Север и Юг Франции говорили на разных романоязычных диалектах. Языковая граница Севера и Юга проходила чуть южнее Луары, по линии Пуатье-Лион. Юг Франции (Прованс, Аквитания, Беарн, Лимузен и др.) говорил на языке “Лангедок” (“Langue d,oc’’), Север на языке, который носил название ,,Лангедойль,, (,,Langue d’oil,,), т.к. слово ,,да,, произносилось на Юге как,,ок,, (,,ос,,), а на Севере как ,,ойль,, (,,oil,,). Ввиду этого, северную часть Франции часто называли Лангедойль, а южную – Лангедок. Вся северная половина Франции (исключение составляла Бретань, говорившая на кельтском языке) представляла собой территорию северофранцузской народности, южная – провансальской (или южнофранцузской). На окраинах же проживало нероманское (в своем большинстве) население: на крайнем юго-западе, в Гаскони – баски; на крайнем северо-западе, в Бретани – кельты; на севере, во Фландрии – германоязычные фламандцы.

По-настоящему с королем – Капетингом считались лишь на северо-востоке. Можно сказать и иначе: первые Капетинги являлись государями северо-восточного региона, хотя, как мы уже отмечали, власть короля в основном была распространена на Иль-де-Франс. За границами домена власть Капетингов признавалась лишь потому, что они являлись верховными сеньорами (сюзеренами) и возглавляли феодальную иерархию. Такие северные территории как герцогство Нормандия, герцогство Бретань, графство Фландрия были только по имени вассалами короля, а фактически являлись независимыми (т.е. имели право собирать налоги, начинать войны, чеканить свою монету и т.д.). Но тем не менее на Севере Франции, благодаря сложившейся к Х1 в. системе сеньориально-вассальных связей, существовало определенное (пусть и весьма призрачное) политическое единство. И в сохранении этого единства, основанного на структуре феодальной иерархии были заинтересованы все – и король, и отдельные крупные феодалы.

Что касается феодалов южной и юго-западной Франции, они вообще не признавали власть Капетингов и вели себя совершенно независимо. Так, к примеру, герцоги Аквитании именовали себя ни мало ни много как “герцогами Аквитанской монархии” и знать Капетингов не желали.

Уже первые Капетинги поставили перед собой цель – создать сильную единую Францию с твердой властью монарха (роль двигателя в создании французского единства всегда принадлежала государству; в частности, на раннем этапе Капетингам). И начали со своего домена, в котором,-- найдя сильнах союзников в лице духовенства, а позднее городов, -- выступили против непокорных вассалов. Затем Капетинги сделали первый шаг к собиранию земель Франции вообще: они избавились от созданного обычая выбирать королей и сделали престол наследственным, т.е. еще при жизни Капетинги назначали себе преемников (в лице старшего сына) и каждый из них старался до своей кончины добиться признания своего преемника королем, для чего в Реймсе (где некогда крестился первый франкский король Хлодвиг) должна была пройти церемония помазания нового короля.

Размышляя над устройством социума человек Средевековья создал теорию трех сословий: oratores (те, кто молятся; духовенство), bellatores (те, кто воюют; рыцари-феодалы), laboratores (те, кто работают; в основном крестьяне). Первое упоминание об этой схеме относится к 1Х в. Однако досконально трехчастная модель общества была разработана позднее, в Х1 в. епископами из Северной Франции Герардом из Камбре и Адальбероном из Лана.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Влияние христианства на жизнь людей
Христианизация Древней Руси протекала противоречиво. Если киевская община, подчиняясь авторитету княжеской власти, приняла новую веру безропотно, то другие регионы, например, Новгород, приходилось крестить огнем и мечом. Язычество еще долго сохраняло свои позиции, особенно в сознании людей. Православная церковь, приспосабливаясь к местн ...

Россия на пороге преобразований (конец XVII века)
Прежде чем рассматривать реформаторскую деятельность Петра, вспомним, что представляла собой Россия в конце XVII в. Огромная территория и «непохожесть» России на западные страны сразу бросались в глаза иностранцам, побывавшим в России. Многим из них, Московское государство представлялось отсталым и даже «полудиким». Это отставание было ...

Свадьба
Свадебные обычаи в эпоху язычества отмечались у разных племён. У радмичей, вятичей и северян жених должен был похитить невесту. У других племён считалось нормальным платить за неё выкуп роду. Этот обычай, вероятно, развился из выкупа за похищение. В конце концов откровенная плата была заменена подарком невесте со стороны жениха или её р ...