Историческая информация » Истории России » Государственный строй и политическая жизнь в XIв.

Государственный строй и политическая жизнь в XIв.
Страница 1

И.Я.Фроянов считает, что на смену федерации племенных княжений во второй половине XIв пришли города-государства с республиканской формой правления (вече).

Большинство историков определяют древнерусское государство как раннефеодальную монархию во главе с великим князем киевским - защитником земли, законодателем, верховным судьей, адресатом и распределителем дани.

Особенности раннефеодальной монархии проявлялись в сохранении элементов догосударственной системы организации общества, пришедших из эпохи военной демократии и ограничивавших княжескую власть:

1. Вече. Известно, что активно действовало в Новгороде на протяжении всего XIв и позднее. О его существовании в Киеве известно меньше.

2. Двоякую роль играла княжеская дружина. С одной стороны, она была носительницей принципа государственности, а с другой - сохраняла традиции племенной демократии. Дружинники воспринимали себя не подданными, а соратниками и советниками князя. Наиболее авторитетные старшие дружинники, составлявшие постоянный совет князя (думу), назывались боярами. Младшие дружинники - рядовые воины - именовались отроками и гриди.

3. Вооружение свободных общинников - воев, характерное для племенного строя, сохранялось, хотя и во все уменьшавшемся масштабе.

4. Династический характер наследования власти предполагал лествичное право наследования, т.е. передачу власти по старшинству (не старшему сыну, а брату умершего князя, ставшего старшим в роду, и лишь после смерти последнего из братьев - старшему сыну старшего брата и т.д.). Таким образом, князь имел власть не столько личную, но лишь как представитель своего рода.

5. Сакрализация личности князя создавала духовные предпосылки для развития самовластия и укрепления княжеской власти.

Социально-политическая борьба.

До недавнего времени народные движения, имевшие место в древнерусском обществе, трактовались как "проявления классовой борьбы, носившей антифеодальный характер". Современные исследователи подчеркивают как неоднозначность их социальной природы, так и разнообразие порождавших их факторов. Крупнейшие народные выступления:

1. Волнение в 1024г в Суздальской земле было вызвано неурожаями и проходило под руководством волхвов. Волхвы-провидцы "увидели", что племенная знать задерживает рост зерна. С этой точки зрения убийство знати выглядит не проявлением классовой борьбы, а ритуальным действом, призванным обеспечить урожай. По другой версии, причиной восстания стал конфликт между волхвами и христианскими священниками.

2. Восстание 1068г в Киеве вспыхнуло в результате поражения, которое потерпели сыновья Ярослава - Изяслав (ум. 1078), Святослав (ум. 1076) и Всеволод (ум. 1093) - от половцев на реке Альте. В Киеве на Подоле, в ремесленной части города, состоялось вече. Киевляне обратились к князьям с просьбой выдать оружие, чтобы снова сразиться с половцами. Ярославичи отказались выдать оружие, боясь, что народ направит его против них. Тогда народ разгромил дворы богатых бояр и разграбил имущество князя Изяслава. Последний бежал в Польшу, и только с помощью польских феодалов вернулся на киевский престол в 1069г.

3. Восстание в 1113г в Киеве стало следствием социального кризиса, вызванного ухудшением экономического положения, засилием ростовщиков, продолжением междоусобиц и непопулярной политикой князя Святополка Изяславича, способствовавшей закабалению свободных людей. Сразу же после его смерти киевляне пригласили на княжение прославившегося своей мудрой политикой и удачными походами на половцев переяславского князя Владимира Мономаха. Однако часть знати сделала ставку на черниговского князя Олега Святославича. Узнав о планах верхов, киевляне разгромили дома тысяцкого, сотских и ростовщиков и настояли на приглашении Владимира. Князь, идя навстречу требованиям горожан, принял Устав, ограничивший ростовщическую ставку двадцатью процентами и запретивший полное порабощение за долги.

Умирая, Ярослав Мудрый разделили территорию державы между пятью своими сыновьями и племянником от умершего сына Владимира. Он завещал наследникам жить в мире и слушаться во всем старшего брата Изяслава.

Сложность династических счетов с одной стороны, рост могущества каждого отдельного княжества с другой, личные амбиции с третьей неминуемо вели к княжеским усобицам.

Со смертью в 1093г последнего из Ярославичей - Всеволода в соответствии с лествичным порядком престолонаследия власть над Киевом перешла к старейшему в роду Святополку II Изяславичу (1993-1113гг). Новый князь не сумел справится с усобицами, противостоять половцам. При нем процветало ростовщичество, широко велась спекуляция хлебом и солью.

Страницы: 1 2


Духовные аспекты первобытного общества.
Духовное развитие первобытных людей ярче всего выражено в искусстве. Произведения искусства малых форм исполнялись с помощью резца, скребка. Гравюра и барельеф на стенах пещер производились грубыми резцами. Для нанесения росписи на стены пещер применялись краски естественного происхождения. Чаще всего использовалась железистая охра, кот ...

Политика портит историю (заключение)
Сейчас говорят, что Сталин бездарно правил страной, но я хочу в заключение напомнить мнение Черчилля о Сталине, фактически о своём враге. "Большим счастьем было для России, что в годы тяжёлых испытаний страны её возглавил такой гений и непоколебимый полководец, как Сталин. Он был самой выдающейся личностью, импонирующей нашему изм ...

Особенности революции в Италии. Провозглашение Римской республики.
К середине XIX в. значительная часть Италии (Ломбардия, Ве­нецианская область) находилась под австрийским владычеством. В Парме, Модене и Тоскане правили родственники австрийских Габсбургов. В Римской области сохранялась светская власть папы, который также был противником национального объединения страны и прогрессивных преобразований. ...