Историческая информация » Истории России » Социально-экономическое развитие России в XV-первой половине XVIвв.

Социально-экономическое развитие России в XV-первой половине XVIвв.
Страница 1

Россия представляла собой аграрную страну со значительным преобладание сельского населения (к середине XVIв из примерно 6 млн жителей городское население составляло не более 5%). Главным занятием оставалось земледелие. Все более распространялась трехпольная система. Главным орудиям была соха, которая несколько усовершенствовалась. Выращивали рожь, ячмень, овес, пшеницу, огородные культуры. В силу низкого плодородия почв и неблагоприятного климата (с/х сезон - всего 5,5 месяцев) урожайность оставалась невысокой. В результате земледелие сохраняло экстенсивный характер, что порождало колонизацию как новых территорий (на Севере, а Приуралье, за Окой), так и освоение леса под пашню во внутренних районах. В среднем крестьянское хозяйство отдавало государству и своему феодалу до 30% всего произведенного продукта.

Крестьянин являлся субъектом права - он мог судиться со своим феодалом, свидетельствовать против него на суде. Более того, лучшие крестьяне присутствовали на суде бояр-кормленщиков в качестве "судных мужей".

Наряду с различными формами феодального землевладения в России сохранялись и свободные крестьянские владения на так называемых "черносошных землях" (сохой называли меру площади обрабатываемой земли; "черными", в отличие от "обеленных" -тех, кто платил налоги государству). Черносошные крестьяне оставались полностью свободными и платили налоги великому князю. Постепенно государство стало передавать черносошные земли в поместья.

Крестьяне объединялись в общину, которая воздействовала на крестьянское землепользование, контролировала сенокосные угодья и промысловые территории, служила посредником в отношениях крестьян со своим феодалом и государством.

За несение военной службы государство стало наделять землями слуг великого князя и "детей боярских" на ограниченных условиях - запрещая им продавать и дарить землю, т.к ранее многие вотчинники дарили земли церкви во искупление грехов.

Общие черты поместья и вотчин в XVIв: - поместье, как и вотчина, передавалось по наследству, потому что государству был невыгоден выход земли из службы.

- обычно у помещика наряду с поместьем в собственности могла быть и вотчина, а у боярина - поместье.

- вотчинник также был обязан служить под угрозой конфискации владения, ибо великий князь считался верховным собственником всех земель.

Многочисленные служилые люди объединялись в местные территориальные корпорации, а их верхи, наряду с боярством, постепенно включались в Государев двор. Его представители имели право на получение командных военных и административных должностей, тягловых земель и т.п.

В начале XVIв на территории Российского государства насчитывалось около 130 поселений городского типа. Из них только Москву (130 тыс) и Новгород (32 тыс) можно отнести к достаточно крупным городам. Значительными городским центрами являлись Тверь, Ярославль, Вологда, Кострома, Нижний Новгород и ряд других. Общая численность городского населения не превышала 300 тыс чел.

В конце XVв в Москве возникла государственная мануфактура по изготовлению пушек и другого огнестрельного оружия. Но полностью покрыть потребность армии в современном вооружении она не могла. Кроме того, Россия не имела разведанных месторождений цветных и благородных металлов.

Страницы: 1 2


Ключевые философы, литераторы и деятели искусства эпохи Возрождения из различных государств Европы.
Наивысший расцвет искусства Возрождения пришёлся на первую четверть XVI века, которая получила название «Высокое возрождение». Работы Леонардо да Винчи (1452—1519), Рафаэля Санти (1483—1520), Микеланджело Буонаротти (1475—1564), Джорджоне (1476—1510), Тициана (1477—1576), Антонио Корреджо (1489—1534) составляют золотой фонд европейского ...

Провиантские склады 1832-1835гг
Чем ближе к нашему времени то или иное произведение архитектуры, тем больше сказывается в его расположении, форме и даже деталях желание архитектора прочно связать его с окружающими зданиями и особенностями места. Эти черты дают себя особенно знать в сооружениях, возводимых в городах. Таковы, например, широко известные Провиантские скла ...

Просвещение Шотландии.
История общественной мысли в Шотландии XVIII в. — это история мучительных поисков выхода из унизительного положения, в котором, по убеждению многих просвещённых шотландцев, оказалась их родина. Философ Эндрю Флетчер, «отец» шотландского Просвещения, дал толчок формированию новой гражданской этики, обосновывавшей иные, альтернативные вой ...