Историческая информация » Истории России » Реформы русской православной церкви. Раскол.

Реформы русской православной церкви. Раскол.
Страница 1

1653-1655гг - реформы патриарха Никона.

Предпосылки реформ: 1. Социальный кризис середины XVIIв затрагивал отношения между государством и церковью - крупным землевладельцем, имевшим судебные и налоговые привилегии, обладавшим огромным политическим и идеологическим влиянием.

2. Низкий уровень профессиональной подготовки духовенства, разночтение в священных книгах и различия в обрядах, искажение некоторых церковных служб подрывали авторитет церкви.

3. Духовный кризис в обществе. С одной стороны, обмирщение сознания проявлялось в его рационализации у части посадских людей и верхов общества.

Развивалась индивидуализация сознания, рос интерес к личности. Другая тенденция была связана со стремлением поднять русское благочестие и сакрализировать повседневную жизнь.

4. Внешнеполитические интересы страны. Россия пыталась объединить под своей эгидой все православные церкви и народы.

[В конце 1640х гг в Москве возник "кружок ревнителей древнего благочестия". Члены его стремились обновить русскую церковь, установив всеобщее благочестие русского народа. Среди них начались расхождения по вопросу выбора образцов, по которым надлежит производить исправления. Одни, во главе с С.Вонифатьевым, будущим патриархом Никоном и Ф.Ртищевым, считали, как и сам царь, что править русские церковные книги и обряды нужно по греческим меркам. Другие - И.Неронов, протопоп Аввакум - суть реформы видели в возвращении к русской старине, решениям Стоглавого собора и считали возможным исправлять церковные книги лишь по древним славянским рукописям.]

Было произведено изменение церковных обрядов и богослужебных книг в соответствии с новейшими греческими образцами. Креститься теперь надлежало тремя пальцами, а не двумя, как раньше; иным стало прочтение символа веры; имя Христа стало писаться Иисус вместо Исус; предписывались иконы греческого образца; был введен четырехконечный "латинский" крест. Произошла реформа церковнославянского языка: изменились лексика, грамматика, ударения.

На р. Истре Никон начал строительство Воскресенского монастыря - Нового Иерусалима, который должен был стать духовным центром мирового православия.

Никон стал в 1652-1658гг фактическим соправителем царя, добился титула "Великий Государь". По всем вопросам, обсуждавшимся Боярской Думой, сначала докладывали патриарху. В 1667г был отменен светский суд в отношении духовных лиц, а в 1677г упразднен Монастырский приказ.

Так называемое старообрядчество явилось одним из наиболее сложных последствий реформы. По некоторым данным, больше трети православного населения проигнорировало нововведения. Необразованный народ увидел в реформе покушение на веру отцов, хотя на сами основы учения она никак не повлияла. Старая вера отождествлялась ими с идеей "святой Руси". Идейные вожди старообрядчества, И.Неронов, протопоп Аввакум и пр. призывали к отказу о новшеств и борьбе за "истинную веру". В 1668-1676гг поднялось восстание в Соловецком монастыре. Многие уединялись в лесных скитах или бежали в Сибирь; некоторые радикалы устраивали массовые самосожжения.

Страницы: 1 2


Общие поверхности
Во второй половине XVIII столетия прочное основание получила также дифференциальная геометрия общих поверхностей. Уравнение касательной плоскости к поверхности дали одновременно Тенсо и Монж в статьях (Mem. div. sav., IX, 1780). Обозначая координаты точки поверхности х, у, z, а координаты произвольной точки касательной плоскости π, ...

Просвещенный абсолютизм России.
В России, как и в других европейских странах, переходная эпоха от феодализма к капитализму породила идеологию Просвещения. К периоду просвещенного абсолютизма относятся 60-е гг. — время правления императрицы Екатерины II. Просвещенный абсолютизм в России характеризуется такими мероприятиями, в которых были заинтересованы дворяне и сам ...

Моско́вские Триумфа́льные воро́та
Моско́вские Триумфа́льные воро́та (Рис. 18)— сооружены в 1834—1838 гг. в Санкт-Петербурге по проекту В. П. Стасова в честь победоносного окончания русско-турецкой войны (1828—1829). Расположены на пересечении Московского и Лиговского проспектов, на площади Московские Ворота. В начале XX век средняя колонна была демонтиро ...