Крушение западной Римской империи
Страница 3

Законы германцев составлены на очень грубом латинском языке. Их главная цель — установить по­рядок при конфликтах между людьми и помочь делу суда, поэтому в них определены штрафы за различ­ные проступки и выкупы (вергельд) за убийство или ранение людей. Штрафы в пользу короля или народа, а еще более выкупы в пользу близких различаются в цене, смотря по тому, какого сословия потерпев­ший — знатного или простого; обидчик, уплатив должное, не подвергается наказанию. Это — варвар­ская черта; римский закон, напротив, признает за личностью одинаковую цену независимо от звания и, кроме того, преследует обидчика как лицо, опасное Для общества. Самая старинная из этих записей — Салический Закон, или Правда салических франков, составленная еще до принятия франками христианст­ва в V в.

Самый замечательный по своей стройности и отчетливости — Лангобардский Закон, или «эдикт» короля Ротари в середине VII в.

Лангобарды жили раньше на берегах Среднего Дуная и вступили в Италию необузданно диким племенем, пугавшим население своим страшным ви­дом с нависшими по щекам, сплетавшимися с боро­дой волосами и татуированным зеленой краской ли­цом (около 570 г.). Они безжалостно резали тузем­цев и жгли селения. Их вождь Альбоин на пирах пил из черепа убитого противника. Лангобарды составляли при завоевании военное сословие, разде­ленное на роды; господствующие семьи владели боль­шими стадами свиней и жили за счет земледель­ческой работы своих крепостных, альдионов. В Ита­лии лангобарды сначала подчинили все туземное население. У римлян было отнято городское управ­ление. В столкновениях между ними и лангобар­дами действовал лангобардский обычай.

Но скоро быт лангобардов изменился. Из странст­вующего войска они превратились в оседлых земле­владельцев, многие лангобарды поселились в городах, и с этой переменой разрушились их старинные роды. Власть королей, назначавших по областям герцогов, стала, сильнее. Король перестал странствовать со своей свитой из одного поместья в другое. Он стал жить в укрепленной павии, где стоял его дворец и находилась его казна. В своем эдикте Ротари подражает выражениям законодательства императо­ра Юстиниана: он хочет добиться, чтобы всякий в государстве жил спокойно по праву и закону и мог защитить свое имущество.

Через 150 лет после завоевания лангобарды сли­лись с туземцами, и в стране установилось одина­ковое право для всех свободных людей; в военной службе они делились на «сильных, второстепенных и меньших* по богатству. Лангобарды стали говорить на романском наречии; у них сохранились героичес­кие сказания о старине, но их образованность уже была чужая, латинская.

Когда свержение Ромула Августула положило ко­нец номинальному существованию Римской империи, галло-римские и другие провинциальные магнаты довольно быстро установили с «варварами*- мирные отношения. Многие из провинциальных магнатов сумели сохранить значительные земельные владения и, отличаясь более высокой культурой, знанием зако­нов и обычаев, стали желанными советниками при

«варварских» королях. Постепенно они слились с аристократией, складывавшейся в среде самих •«вар­варов»'.

Германцы разорили множество городов, а сами селились, как правило, в деревнях и хуторах, но все же в Италии, Южной Галлии и Испании остались

города. В них отчасти сохранились старые римские порядки: сенат из зажиточных помещиков и домо­владельцев, выборные от города судьи и полицей­ские начальники, ремесленные союзы с обязанностью поставлять в город товары и участвовать в его защите. в городах осталось также самое важное римское Учреждение — власть епископов. Недаром св. Амвросий в конце IV в. при виде вторжения германцев говорил, что «волны варваров разбиваются о скалы церкви». Епископы, с основания церкви управлявшие имуществом христианских общин, теперь, в V— VI вв., распоряжались огромными владениями, ко­торые состояли из благочестивых вкладов и заве­щаний. Но они имели силу и в общегородских делах.

Епископы избирались в основном из старинных римских фамилий. Епископ обыкновенно был богат. От него зависело избрание и назначение лиц, управ­ляющих городом, он имел надзор за расходованием городских денежных средств, руководил обществен­ными работами в пользу города. Епископ считался покровителем низших классов населения, которые шли к нему со своими жалобами. Власть еписко­пов производила сильное впечатление на варваров. Проклятия и благословения, произносимые еписко­пами, крестные знаки, которыми они скрепляли свои грамоты, были в их глазах таинственной и страшной силой.

Страницы: 1 2 3 4


Ремесла на Древней Руси
С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия восточных славян. Носили они первоначально экстенсивный характер. В лесных и лесостепных районах выжигали траву, удобряя почву золой, и использовали землю до ее истощения. Затем участок забрасывали, пока на нем не восстановится полностью естественный травяной ...

Цветная металлургия
Цветной металлургией называется отрасль металлургии, которая включает добычу, обогащение руд цветных металлов и выплавку цветных металлов и их сплавов. Цветные металлы - это все металлы, кроме железа и его сплавов: медь, алюминий, цинк, олово, свинец, никель, хром, серебро и другие. Они имеют общее свойство образовывать на поверхности ...

Манифест 17 октября
В период Всероссийской политической стачки, повсеместных выступлений различных слоев общества царское правительство находилось в состоянии растерянности. 17 октября 1905 года царь подписал высочайший манифест. В нем провозглашались “незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы сове ...