Крушение западной Римской империи
Страница 3

Законы германцев составлены на очень грубом латинском языке. Их главная цель — установить по­рядок при конфликтах между людьми и помочь делу суда, поэтому в них определены штрафы за различ­ные проступки и выкупы (вергельд) за убийство или ранение людей. Штрафы в пользу короля или народа, а еще более выкупы в пользу близких различаются в цене, смотря по тому, какого сословия потерпев­ший — знатного или простого; обидчик, уплатив должное, не подвергается наказанию. Это — варвар­ская черта; римский закон, напротив, признает за личностью одинаковую цену независимо от звания и, кроме того, преследует обидчика как лицо, опасное Для общества. Самая старинная из этих записей — Салический Закон, или Правда салических франков, составленная еще до принятия франками христианст­ва в V в.

Самый замечательный по своей стройности и отчетливости — Лангобардский Закон, или «эдикт» короля Ротари в середине VII в.

Лангобарды жили раньше на берегах Среднего Дуная и вступили в Италию необузданно диким племенем, пугавшим население своим страшным ви­дом с нависшими по щекам, сплетавшимися с боро­дой волосами и татуированным зеленой краской ли­цом (около 570 г.). Они безжалостно резали тузем­цев и жгли селения. Их вождь Альбоин на пирах пил из черепа убитого противника. Лангобарды составляли при завоевании военное сословие, разде­ленное на роды; господствующие семьи владели боль­шими стадами свиней и жили за счет земледель­ческой работы своих крепостных, альдионов. В Ита­лии лангобарды сначала подчинили все туземное население. У римлян было отнято городское управ­ление. В столкновениях между ними и лангобар­дами действовал лангобардский обычай.

Но скоро быт лангобардов изменился. Из странст­вующего войска они превратились в оседлых земле­владельцев, многие лангобарды поселились в городах, и с этой переменой разрушились их старинные роды. Власть королей, назначавших по областям герцогов, стала, сильнее. Король перестал странствовать со своей свитой из одного поместья в другое. Он стал жить в укрепленной павии, где стоял его дворец и находилась его казна. В своем эдикте Ротари подражает выражениям законодательства императо­ра Юстиниана: он хочет добиться, чтобы всякий в государстве жил спокойно по праву и закону и мог защитить свое имущество.

Через 150 лет после завоевания лангобарды сли­лись с туземцами, и в стране установилось одина­ковое право для всех свободных людей; в военной службе они делились на «сильных, второстепенных и меньших* по богатству. Лангобарды стали говорить на романском наречии; у них сохранились героичес­кие сказания о старине, но их образованность уже была чужая, латинская.

Когда свержение Ромула Августула положило ко­нец номинальному существованию Римской империи, галло-римские и другие провинциальные магнаты довольно быстро установили с «варварами*- мирные отношения. Многие из провинциальных магнатов сумели сохранить значительные земельные владения и, отличаясь более высокой культурой, знанием зако­нов и обычаев, стали желанными советниками при

«варварских» королях. Постепенно они слились с аристократией, складывавшейся в среде самих •«вар­варов»'.

Германцы разорили множество городов, а сами селились, как правило, в деревнях и хуторах, но все же в Италии, Южной Галлии и Испании остались

города. В них отчасти сохранились старые римские порядки: сенат из зажиточных помещиков и домо­владельцев, выборные от города судьи и полицей­ские начальники, ремесленные союзы с обязанностью поставлять в город товары и участвовать в его защите. в городах осталось также самое важное римское Учреждение — власть епископов. Недаром св. Амвросий в конце IV в. при виде вторжения германцев говорил, что «волны варваров разбиваются о скалы церкви». Епископы, с основания церкви управлявшие имуществом христианских общин, теперь, в V— VI вв., распоряжались огромными владениями, ко­торые состояли из благочестивых вкладов и заве­щаний. Но они имели силу и в общегородских делах.

Епископы избирались в основном из старинных римских фамилий. Епископ обыкновенно был богат. От него зависело избрание и назначение лиц, управ­ляющих городом, он имел надзор за расходованием городских денежных средств, руководил обществен­ными работами в пользу города. Епископ считался покровителем низших классов населения, которые шли к нему со своими жалобами. Власть еписко­пов производила сильное впечатление на варваров. Проклятия и благословения, произносимые еписко­пами, крестные знаки, которыми они скрепляли свои грамоты, были в их глазах таинственной и страшной силой.

Страницы: 1 2 3 4


Роль Меншикова во внутренних преобразованиях Петра Великого. Потеря власти и ссылка
Биография Меншикова так близко соприкасается и даже переплетается с биографией Петра Великого, что нельзя не остановится, на эпизоде его возвращения в Россию. Более полно его таланты раскрылись в административной деятельности. Началась работа в качестве губернатора столичной губернии, сенатора, резидента Военной коллегии. Разумеется, Ка ...

Россия на пороге преобразований (конец XVII века)
Прежде чем рассматривать реформаторскую деятельность Петра, вспомним, что представляла собой Россия в конце XVII в. Огромная территория и «непохожесть» России на западные страны сразу бросались в глаза иностранцам, побывавшим в России. Многим из них, Московское государство представлялось отсталым и даже «полудиким». Это отставание было ...

Внешняя и колониальная политика Франции в начале XX века
К началу XX в. особенно обострились все свойственные империализму противоречия, и, прежде всего, противоречия между различными финансовыми группами и между империалистическими державами в связи с усилением борьбы за передел мира; противоречия между горстью господствующих «цивилизованных» наций и сотнями миллионов колониальных и зависимы ...