Крушение западной Римской империи
Страница 2

Политический строй государства Теодориха до са­мого конца его правления оставался двойственным. Готы держались обособленно от римлян. Они судили по своим германским судебным обычаям. На них была целиком возложена военная служба. По рели­гии это были ариане (арианство — весьма многочис­ленная секта в христианской церкви IV и V вв., кото­рая была широко распространена преимущественно в восточных провинциях империи, а также среди варваров — остготов, вестготов, вандалов, бургундов и др. Основателем ее был александрийский священ­ник Арий, учивший, что Христос не бог, равный Богу-отцу, а сотворен им).

Политика Теодориха таила в себе большие проти­воречия. Она не удовлетворяла полностью римскую рабовладельческую знать, мечтавшую о воссоедине­нии с Восточной Римской империей. В то же время предупредительное отношение Теодориха к италикам, то, что он рассматривал себя как преемника бывших императоров, его преклонение перед римской образо­ванностью, нежелание производить новые земельные конфискации — все это возбуждало недовольство им в рядах готской знати. В конце своего царство­вания Теодорих убедился в непрочности своего по­ложения, когда некоторые из его высших сановников, римляне по происхождению, были изобличены как заговорщики, ведшие за его спиной тайные перегово ры с императорским двором. В государственной измене был обвинен и тогдашний римский папа, который вел интенсивную переписку с византийским двором и совершил специальную поездку в Констан­тинополь.

Со времени поселения «варваров» прежние облас­ти западной части империи сильно одичали. Большие сооружения римлян, их крепости, водопроводы, превосходные дороги, проведенные из Италии через Альпы к Рейну и Дунаю и через Галлию к океану, пришли в упадок. В государствах, основанных гер­манцами, не было казны и с населения не собирали налогов, поэтому не было средств, чтобы под­держивать эти крупные постройки и приспособления. В них, однако, не нуждались, поскольку сношения с отдаленными странами ослабели. Подвоз товаров с востока прекратился: в VII в. на западе уже не знали азиатских материй или греческой посуды, как это было во времена империи. Люди в основном носили домотканую одежду и пользовались орудиями, сделанными на месте.

Деньги сделались редкостью. Они не имели посто­янного оборота, а большей частью сохранялись в кладовых и ларях наряду с другими драгоценностя­ми. Зависимые крестьяне и рабы платили земле­владельцам не деньгами, а натурой, т. е. работой и предметами: доставляли долю урожая, известное ко­личество скота и домашней птицы со своего двора и приводили своих лошадей на работу, помогали подво­зить на своих телегах хозяйские запасы, приходили косить, полоть и жать на господских лугах, огоро­дах и нивах.

Землевладельцы также не платили королю денег. Они не собирали податей и не держали войско на жалованье. Люди, обязанные служить ему, вооружа­лись сами и снаряжали за свой счет отряды, отправ­лялись в поход на определенное время или исполняли какое-нибудь поручение короля, разбирали тяжбы, усмиряли восстания в городах, провожали королев­ских гостей или купцов. Король также платил нату­рой — давал им землю с усадьбой, предоставлял охоту на участке своего леса или рыбную ловлю в озере, либо право собирать в гавани, у моста, в горном проходе взносы товарами с проезжающих, либо право судить в известном округе, т. е. собирать взносы за разбирательство дел.

Старинное население бывших римских областей сохранило свои обычаи; владения римлян могли пе­реходить по завещанию к любому наследнику, гер­манцы же признавали лишь права родственников. На суде у римлян судья сам вел разбирательство дела на основании показаний свидетелей, а не пре­доставлял тяжущимся спорить и драться с оружием, в руках, как это было у варваров. Германские вожди были вынуждены сохранить за своими рим­скими подданными привычные им порядки, оставить им старый суд; король западных готов в Испании даже поручил собрать главнейшие римские законы и составить из них для романского населения «сокра­щенное руководство».

По примеру римлян германцы стали составлять записи своих собственных обычаев. Это поручали знатокам старины; если приходилось устанавливать новые правила, король созывал собрание вождей, епископов и народа и «издавал», т. е. возвещал, закон.

Страницы: 1 2 3 4