Из опыта работы военно-учебных заведений России
второй половины ХIХ - начала ХХ вековСтраница 3
Успехам питомцев корпуса в немалой степени способствовал умело поставленный воспитательный процесс. Конечно, некоторые методы воспитания в современных условиях воспринимаются не более как занимательный курьез, большинство же других способов улучшения учебно-воспитательного процесса заслуживают самого пристального внимания. Так, во времена обучения в корпусе великого русского композитора Н.А. Римского-Корсакова[3] за прилежание кадеты в качестве премии получали яблоки и груши, имена отличившихся заносились на «красную доску», провинившихся же ставили «под лампу», то есть под люстру в огромном зале, и давали в обед лишь хлеб и щи. Воспитанников младших классов, получавших по двенадцатибалльной системе по наукам «0» либо «1», наказывали розгами каждую субботу.
Наибольший же интерес вызывает следующее: подавляющее большинство офицеров − выпускников Морского корпуса обладали умением быстро ориентироваться в сложной обстановке, самостоятельно принимать правильное решение, проявлять инициативу. В немалой степени этому способствовал такой (незначительный на первый взгляд) элемент жизни учебного заведения, как распорядок дня.
Крылов поясняет: «Время с 7 до 9 ч. практически было также свободное, номинально оно предназначалось для «приготовления уроков», т. е. надо было сидеть у своей конторки и не разговаривать, а заниматься чем угодно, не мешая другим, хотя бы решением шахматной задачи, чтением любой книги или журнала, но не развернутых во весь лист газет.
Это обилие свободного времени, не раздробленного на малые промежутки и не занятого чем-нибудь обязательным, способствовало развитию самостоятельности и самообразования, поэтому громадное большинство занималось по своему желанию тем, что каждого в отдельности интересовало: многие изучали историю, особенно военно-морскую, читали описания плаваний и путешествий, литературные произведения, занимались модельным делом или постройкой шлюпок и т.п.».[4]
По свидетельству академика А.Н. Крылова, в описываемый период он представлял собой следующее.
Побудка |
6 ч. 30 м. утра |
Утренняя гимнастика |
7 ч. 15 м.-7 ч. 30 м. |
Утренний чай |
7 ч. 30 м. - 7 ч. 45 м. |
Первый урок |
8 ч. 00 м. - 9 ч. 25 м. |
Второй урок |
9 ч. 30 м.-11ч. 00 м. |
Завтрак и свободное время |
11ч. 00 м.-11ч. 30 м. |
Строевые учения |
11ч. 30 м.-1ч. 00 м. |
Третий урок |
1ч. 00 м.-2 ч. 30 м. |
Свободное время |
2 ч. 30 м. - 3 ч. 30 м. |
Обед |
3ч. 30 м.-4 ч. 00 м. |
Свободное время |
4 ч. 00 м. - 7 ч. 00 м. |
Приготовление уроков |
7 ч. 00 м. - 9 ч. 00 м. |
Вечерний чай |
9 ч. 00 м.-9 ч. 15 м. |
Желающие ложиться спать |
9 ч. 15 м. |
Всем ложиться спать |
11ч. 00 м. |
Праздники и развлечения
Повседневная жизнь часто прерывалась праздниками и другими общественными событиями. Древние праздники языческих времен постепенно вытеснялись церковными праздниками" – пишет В.Г. Вернадский, - "в том, как отмечались эти праздники, долгое время еще были заметны языческие обычаи, несмотря на все возражения священнослужителей. Ка ...
Битва при Гавгамелах. Изменения в политике
Александра.
Весной 331 года до н. э. Александр покинул Египеь, чтобы возобновить решительную борьбу против персидского царя. Дарий после того, как его мирное предложение было отвергнуто македонским царём, стал проводить обширную, всестороннюю подготовку не только к обороне, но и к наступлению, для чего собрал значительные военные силы. Диодор указы ...
Земская реформа
Последняя из реформ к которой приступили в начале 50-х годов и которой суждено было приобрести особенно важное значение, - введение земских учреждений и переход к отмене кормлений. Земскую реформу можно считать четвертым ударом по кормленной системе, нанесенным в ходе реформ. Она должна была привести к окончательной ликвидации власти на ...