Историческая информация » История Российской военной школы » Из опыта работы военно-учебных заведений России второй половины ХIХ - начала ХХ веков

Из опыта работы военно-учебных заведений России второй половины ХIХ - начала ХХ веков
Страница 3

Успехам питомцев корпуса в немалой степени способствовал умело поставленный воспитательный процесс. Конечно, некоторые методы воспитания в современных условиях воспринимаются не более как занимательный курьез, большинство же других способов улучшения учебно-воспитательного процесса заслуживают самого пристального внимания. Так, во времена обучения в корпусе великого русского композитора Н.А. Римского-Корсакова[3] за прилежание кадеты в качестве премии получали яблоки и груши, имена отличившихся заносились на «красную доску», провинившихся же ставили «под лампу», то есть под люстру в огромном зале, и давали в обед лишь хлеб и щи. Воспитанников младших классов, получавших по двенадцатибалльной системе по наукам «0» либо «1», наказывали розгами каждую субботу.

Наибольший же интерес вызывает следующее: подавляющее большинство офицеров − выпускников Морского корпуса обладали умением быстро ориентироваться в сложной обстановке, самостоятельно принимать правильное решение, проявлять инициативу. В немалой степени этому способствовал такой (незначительный на первый взгляд) элемент жизни учебного заведения, как распорядок дня.

Крылов поясняет: «Время с 7 до 9 ч. практически было также свободное, номинально оно предназначалось для «приготовления уроков», т. е. надо было сидеть у своей конторки и не разговаривать, а заниматься чем угодно, не мешая другим, хотя бы решением шахматной задачи, чтением любой книги или журнала, но не развернутых во весь лист газет.

Это обилие свободного времени, не раздробленного на малые промежутки и не занятого чем-нибудь обязательным, способствовало развитию самостоятельности и самообразования, поэтому громадное большинство занималось по своему желанию тем, что каждого в отдельности интересовало: многие изучали историю, особенно военно-морскую, читали описания плаваний и путешествий, литературные произведения, занимались модельным делом или постройкой шлюпок и т.п.».[4]

По свидетельству академика А.Н. Крылова, в описываемый период он представлял собой следующее.

Побудка

6 ч. 30 м. утра

Утренняя гимнастика

7 ч. 15 м.-7 ч. 30 м.

Утренний чай

7 ч. 30 м. - 7 ч. 45 м.

Первый урок

8 ч. 00 м. - 9 ч. 25 м.

Второй урок

9 ч. 30 м.-11ч. 00 м.

Завтрак и свободное время

11ч. 00 м.-11ч. 30 м.

Строевые учения

11ч. 30 м.-1ч. 00 м.

Третий урок

1ч. 00 м.-2 ч. 30 м.

Свободное время

2 ч. 30 м. - 3 ч. 30 м.

Обед

3ч. 30 м.-4 ч. 00 м.

Свободное время

4 ч. 00 м. - 7 ч. 00 м.

Приготовление уроков

7 ч. 00 м. - 9 ч. 00 м.

Вечерний чай

9 ч. 00 м.-9 ч. 15 м.

Желающие ложиться спать

9 ч. 15 м.

Всем ложиться спать

11ч. 00 м.

Страницы: 1 2 3 4 5


Основные черты империи древности
Основные черты развития западного и восточного типов цивилизации в древности таковы: 1) отсутствие ценности личности, индивида на Востоке (не случайно одним из наиболее распространенных символов восточной культуры является изображение человека в лодке без весел, т.е. подчиняющегося "течению реки" - природе, государству) - ран ...

Бородино; вторжение в Москву.
К Бородину Наполеон привел 135 тысяч солдат. Многих пришлось оставить в захваченных городах для охраны путей сообщения. Остальные погибли в боях, от рук партизан, от болезней. В русской армии было 120 тысяч человек, орудий у французов было 587, у русских -- 640. Битва началась на рассвете 20 августа (7 сентября). «Из всех моих сражен ...

Суд над Жанной д’Арк
Не прошло и года после победы под Орлеаном, как 23 мая 1430 года, в одной из стычек под Парижем, который французские войска безуспешно пытались освободить от англичан, бургундцы взяли в плен Жанну д’Арк. Разумеется, при желании, согласно существовавшим тогда обычаям, Карл VII мог выкупить свою избавительницу у неприятеля. Карл VII ниче ...