Историческая информация » История политических и правовых учений » Время возникновения идеи правового государства. Почему родоначальником этой идеи считается И. Кант, а не Платон, Аристотель? Какие мыслители обосновали идею социального государства, и почему эта иде

Время возникновения идеи правового государства. Почему родоначальником этой идеи считается И. Кант, а не Платон, Аристотель? Какие мыслители обосновали идею социального государства, и почему эта иде
Страница 8

Герберт Спенсер

(1820-1903) - один из идеологов либерализма и в то же время крупнейший представитель английского социологического позитивизма.

Первые его публикации появились в начале 40-х гг. Главные сочинения Спенсера: "Основания биологии", "Основания психологии" и "Основания социологии". Все они рассматривались Спенсером как части единой "системы синтетической философии" включавшей и проблемы государства и права. Всю свою жизнь Спенсер посвятил созданию этой системы.

Ведущей мыслью учения Спенсера является сходство политически организованного общества с организмом. Человеческое общество, по мнению Спенсера, есть нечто большее, чем просто сумма взаимодействующих индивидов, это система со специфическими условиями существования и производными от них механизмами социального контроля, поэтому его можно определить как органическое целое, подобное в некоторых отношениях живому телу.

В отличие от других сторонников органической школы, впадавших во всевозможные преувеличения. Спенсер видел пределы допустимости биологической аналогии. Более того, он отмечал, что сравнение социально-политических функции государства с частями и функциями живого тела делается им "только потому, что аппараты и функции человеческого тела доставляют нам лучше всего знакомые иллюстрации аппаратов вообще" и что "единственная общность между двумя сравниваемыми нами родами организмов есть общность основных принципов организации". Спенсер выявляет и различия между политическим и биологическим организмами. Во-первых, "все части животного образуют единое целое", во-вторых, если в индивидуальном организме "сознание сконцентрировано в одной небольшой части агрегата", в социальном оно "разлито по всему агрегату: все его единицы способны чувствовать наслаждение и страдание если не в равной степени, то приблизительно одинаково". Он пытался соединить органическую теорию со свободой индивида в государстве.

Спенсер выделяет две стадии развития и два типа социально-политических организмов: военные (хищнические) и промышленные (индустриальные). Суть социально-политического прогресса состоит в постепенном переходе от военного типа государства к промышленному, в котором "жизнь, свобода, собственность граждан обеспечены государством и где принимаются во внимание интересы всех".

Военный тип характеризуется принудительной кооперацией. Вся жизнь общества подчинена военным нуждам. Население делится на воюющую часть, которая "включает в себя всех способных носить оружие", и невоюющую. Личность поглощается массой и теряет свою индивидуальность.

Отличительной чертой военного типа государства является регламентация как в отрицательном, так и в положительном смысле. Она не только сдерживает, но и понуждает, не только прощает, но и предписывает человеку определенное поведение - "как, где и когда он должен действовать". Эта "положительная регулятивная деятельность" распространяется на многие стороны социальной жизни и не допускает возражений. При таком образе жизни гражданин "стоит в условиях, настолько близких тем, в которые поставлен солдат, насколько это допускает разность их занятий".

Обществу военного типа присуще стремление производить все необходимое для жизни собственными силами и средствами, господствует хозяйственная замкнутость, затруднены или вовсе сведены на нет торговые отношения с соседними государствами.

В отличие от Конта и других мыслителей, полагавших, что идеи, мнения правят миром. Спенсер видит стимулы действия людей, а, следовательно, и развития общества в их чувствах, а не разуме. Соответственно этому выявляется связь между типом государства и характером граждан. Так, чтобы обеспечить себе успех на войне, члены военного государства должны обладать большой физической силой и мужеством, им необходимо патриотическое чувство, которое само по себе похвально.

Одна из характерных черт социально-политической системы индустриального типа состоит в разнообразии всякого рода коммерческих и иных ассоциаций.

"Государство индустриального типа склонно к освобождению от экономической самоудовлетворяемости, так как установление мирных отношений способствует развитию и товарообмену". Чувства и настроения граждан промышленной системы резко отличаются от нравов военного государства. Здесь господствует уважение к праву частной собственности и личной свободе других людей, исчезают раболепие, псевдопатриотизм и шовинизм, присущие военному государству, ощущается меньшее подчинение авторитету властей. Индустриальный тип государства характеризуется идеологией индивидуализма, т.е., по мысли Спенсера, отстаиванием свободы против государственной власти. "На месте учения о долге неограниченного повиновения правительству. возникает учение, утверждающее, что воля граждан имеет верховный характер и что правительство существует только для выполнения их воли".

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


«Военный коммунизм»
1. Установление советской власти. 3 января 1919 г. Красная армия заняла Харьков, куда переехало советское правительство Украины. 6 января была провозглашена Украинская Социалистическая Советская Республика (УССР). К маю 1919 г. Красная армия контролировала почти всю территорию Украины, входившую в состав Российской империи. 1920 г. В н ...

Выводы
В 1930-е годы в Великобритании случился политический кризис, но правительство смогло выйти из него. В эти годы в Великобритании появилась фашистская партия, но её влияние было ничтожным. После распада Османской империи в Палестине, Ираке, Трансиордании нарастало движение за независимость. В условиях экономического кризиса правительство ...

Отечественная культура в середине 1960-х – начале 1980-х гг
В области образования наблюдалось постепенное снижение уровня подготовки учащихся. В эти годы впервые обозначилась диспропорция между специалистами среднего и высшего звена. Увеличение числа техникумов не могло исправить положения. Неудачей окончилась попытка реформирования школы в 1983–1984 гг. Система высшего образования также пережи ...