Кроме родов, в начале царского времени существовали в Риме и другие социальные группы, т.е. 3 трибы и 30 курий, якобы введенные Ромулом, но в действительности естественным образом сложившиеся. Слово "курия" означает "союз мужей"; "триба" - "племя". Анализ деятельности курий, описанных античными писателями Дионисием Галикарнасским, Варроном, показывает, что членами курий, в самом деле, были только взрослые мужчины, члены римских родов.

Отношения зависимости затрагивали не только клиентов, в Риме уже появились рабы. Упоминаний о рабах у античных писателей для этого времени очень немного. В сообщениях античных писателей существуют косвенные свидетельства. Они касаются религиозных верований и культов. Римляне были очень консервативны и скурпулезно придерживались установлений предков, особенно в том, что касалось религиозной сферы. Вот почему эта часть традиции является наиболее надежной, достоверной. Она содержит описание обрядов и празднеств, справлявшихся в эпоху Республики и даже Империи. Так, например, аргейские обряды заключались в ежегодном сбрасывании в Тибр соломенных чучел. Во время праздника рыбаков богу Вулкану приносили в жертву живых рыбок вместо людей. В празднование Компиталий на перекрестках вывешивались куклы и чучела мужчин и женщин в таком количестве, которое соответствовало числу рпбов и детей, чтобы подземные боги, удовольствовавшись изображениями людей, пощадили живых. Из этих и подобных сообщений следует, что некогда римляне приносили в жертву людей, но потом отказались от этого обычая.

В Риме сохранялись порядки военной демократии – существовали гентильные общины, действовали народное собрание и сенат, избирался царь, обладавший функциями племенного вождя, вся организация была ориентирована на нужды войны, которая стала регулярной функцией народной жизни. Земельный фонд благодаря войнам расширялся. Наряду с коллективной земельной собственностью родов и соседских общин росла общеримская земля. Одновременно упрочивались частные владения римлян и вырастал царский надел. Соотношение сил между комициями, сенатом и царем, начиная с Ромула, все более нарушалось в пользу царя. Это вызывало все большее недовольство родовой верхушки, оттеснявшейся от управления и распоряжения землей. Усложнение центральной структуры, появление разных групп зависимо и неполноправного населения и проявление недовольства, как со стороны простого народа, так и со стороны более знатных людей позволяют с доверием отнестись к сообщению древних о строительстве Анком Марцием.

Управлялся Рим с помощью куриатных комиций (собраний), сената и царя. Согласно традиции, первый – Ромул – правил с 753 по 717 г. Ромул – едва ли историческое лицо. Имя его является не именем собственным, а производным от названия Рима (Roma) и означает "римский", "из Рима происходящий". Многие деяния, числящиеся за ним, действительно относятся к началу железного века и имеют значение исторических фактов. Путем завоевания земель, таких как Акрон, Фидены, Крустумерий, Антемна и Камерия, Ромул присоединил их к Риму

Вторым царей был избран сабинянин из города Куры, Нума Помпилий, который признан теперь исторической личностью. Он распустил отряд целеров, не воевал, занялся мирными делами, создал ремесленные и жреческие коллегии, учредил торговые дни – нундины. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что Нума продолжал линию Ромула, освобождаясь от контроля родов и сената.

Линия на укрепление царской власти проводилась и двумя следующими царями, хотя оба они были избраны по установившемуся обычаю. При Туле Гостили (673-641 гг.), царе римского происхождения, была оформлена коллегия жрецов. Завершение ее организации произошло уже при четвертом царе, Анке Марции, который приходился внуком Нуме. Оба царя много и успешно воевали.

Страницы: 1 2 3 4


Возникновение мышления, речи и знаний.
В области первобытной культуры мощным стимулом стало возникновение мышления и речи. Речь возникает как ответ на необходимость передачи информации от одного члена коллектива к другому: при обучении в овладении новыми техническими навыками, взаимодействии на охоте и при длительных передвижениях, при выборе маршрутов и мест охоты, совместн ...

Экономические, политические, мировоззренческие характеристики развития стран Европы в средние века
Хронологические рамки периода средневековой ци­вилизации определяются историками неодинаково. Дол­гое время отечественные исследователи, рассматривая средневековье как время эволюции феодального способа производства, начинали эту эпоху с падения Западной Римской империи (476) и завершали ее началом англий­ской буржуазной революции (1640 ...

Недостатки земского управления в дореволюционной России
В пределах своих полномочий земские и городские органы самоуправления были самостоятельны, но свою деятельность они осуществляли под контролем правительственной бюрократии в лице министра внутренних дел и губернаторов. Закон определял случаи и порядок, в которых их действия и распоряжения подлежали утверждению и контролю правительственн ...