Римляне до конца своей истории называли себя гордым именем "римский народ квиритов". Содержание этой официальной формулы объяснялось в науке по-разному. Слово "квириты" производили либо от сабинского слова, обозначавшего копье, либо от сабинского города Курес, выводя эту формулу из римско-сабинского синойкизма, что вполне правдоподобно. Но не менее основательно и другое толкование. Квириты – это куриты, т.е. члены курий. Такая интерпретация подтверждает противоположность народа и плебеев. http://be-student42.ru/ отзывы о том где заказать дипломную.

Римское общество от времени Ромула до Анка марция включительно прошло значительный путь развития. В Риме сохранялись порядки военной демократии – существовали гентильные общины, действовали народное собрание и сенат, избирался царь, обладавший функциями племенного вождя, вся организация была ориентирована на нужды войны, которая стала регулярной функцией народной жизни.

После смерти Анка Тарквиний предложил свою кандидатуру народу и был единодушно избран в комициях царем. Воцарение Тарквиния знаменовало собой время перемен в Риме. Новый царь сразу же высказал свою ориентацию на народ, и это определило напряженность его отношений с родовой знатью. Укрепляя свою власть, Тарквиний внес изменение в войско. Важной ударной силой были всадники. Сражавшиеся на конях римляне составляли более молодую, чем сенаторы, часть римской знати. При Тарквинии Рим стал преображаться.

История воцарения Сервия Туллия (579-535 гг.) сохранена в разных вариантах преданий. Согласно одному, Сервий был сыном рабыни, поэтому он получил имя Servius (от servus - раб). Согласно другому, матерью его была Окрезия, жена вождя города Корникула, захваченная в плен во время войны, которую вел Тарквиний. Сервий Туллий во внутренних делах порвал со многими традициями. С его именем античные авторы связывают реформу, аналогичную Солоновой в Афинах, т.е. введение цензового принципа деления общества (изначально по денежному характеру).

Сервию Туллию принадлежит еще одно нововведение, аналогичное реформе Клисфена в Афинах, - деление всех римских владений на территориальные округа, которые он назвал трибами. Рим, окруженный Сервием каменной оборонительной стеной, остатки которой сохранились до наших дней, был поделен на 4 городские трибы (Палатинская, Субуранская, Сквилианская, Коллинская). Античная традиция связывает с Сервием Туллием и храмовое строительство.

При Сервии усилилось неравенство между римлянами. В среде патрициев упрочилась богатая верхушка. Расслоилась и плебейская масса. Важнейшие дела, связанные с войной, были изъяты из ведения куриатных собраний и переданы в центуриатные, участие в которых принимали плебеи (только состоятельные). Комиции и войско представляли собой публичную власть, которая уже не совпадает непосредственно с населением, организующим самое "себя как вооруженная сила". Эта власть фактически противостояла "народу" в понимании римлян того времени, когда под народом понималась совокупность всех членов родовой организации, и только их.

Изменилась и царская власть. Сервий решительнее своих предшественников порвал с традициями избрания царя и подготовил условия для превращения царской власти в наследственную.

Это было лишь началом государственного бытия Рима, началом длительного периода трансформации гентильных органов в государственные. Одна часть населения (патриции) охватывалась гентильной организацией и через ее посредство обеспечивалась землей и участвовала в решении дел, касающихся всех римлян. Другая часть (плебс) не пользовалась защитой родового коллектива, получала землю непосредственно от царя.

Страницы: 1 2 3 4