Историческая информация » Древний Рим » Государственный строй

Государственный строй
Страница 2

Консулы были высшими магистратами республики. В их руках находились дела текущего управления. Они следили за исполнением законов.

Консулы имели «почти неограниченную власть во всем, что касается приготовлений к войне и вообще военных походов», включая набор войска и расходования военной казны. Они были властны подвергнуть наказанию (вплоть до смертной казни) любого из подчиненных им в военном лагере.

Коллегия преторов (сначала два лица, затем восемь) была непременной инстанцией при решении судебных дел–уголовных и гражданских. Вместе с тем претор имел право замещать консула в его отсутствие, командовать войском.

Цензоры, избираемые раз в 5 лет, распределяли граждан между центуриями (по их цензу) и трибами. Они же (по закону Овиния 312 г. до н.э.) составляли списки сенаторов и в соответствии с тем получили право отвода неугодных лиц. Решения цензоров не подлежали запрещению трибунов.

Особое положение занимали плебейские (народные) трибуны. Должность эта была учреждена около 494 г. до н.э. в результате ожесточенного столкновения плебейства с патрициатом.

Трибунат был строго плебейским учреждением. Трибунов было сначала два, потом пять и наконец десять. Трибуны имела право запрещать исполнение любых приказов, от кого бы они ни исходили (за исключением приказов диктатора). Они могли налагать вето на постановления сената и народных собраний. Кроме того, трибун был наделен правом арестовывать любое лицо и подвергать его публичному допросу.

Чтобы подчеркнуть исключительность этой магистратуры, всякое посягательство на личность трибуна было объявлено преступлением не только против государства, но и против религии. Это не помешало патрициату осуществить политическое убийство двух самых выдающихся трибунов Древнего Рима – братьев Тиберия и Гая Гракхов.

Перечисленные магистратуры относят к категории ординарных, обыкновенных. Исключительной, экстраординарной магистратурой считалась должность диктатора. Он назначался консулом по уполномочию или под давлением сената для «спасения отечества» в таких особых случаях, как война, внутренние смуты и пр. Диктатор обладал неограниченной властью, подкрепляемой опорой на специально выделенное ему конное войско. Он не отвечал за свои действия, ему не угрожало вето народного трибуна. Единственно, в чем он был ограничен, – это в сроке полномочий: не более 6 месяцев!

Страницы: 1 2 


Радикализация "уровняльной" аграрной политики
Осенью 1945 г. с целью укрепления своих позиций в войне самозащиты руководство КПК провозглашает необходимость проверки выполнения ранее принятых законов и снижения арендной платы и ссудного процента в старых освобожденных районах и организации движения "сведения счетов с предателями" - в новых (т.е. освобожденных после капиту ...

Культура XVIII - первой половины XIX в.
Технические усовершенствования фабрично-заводского производства, строительство железных дорог, средств связи, разработка новых источников энергии. Технический прогресс в области материального производства, неразрывно связанный с прогрессом прикладных, точных и естественных наук,' привел к росту производительности труда. Это позволило вл ...

Правители.
862-879 - Рюрик 879-912 - Олег 912-945 - Игорь 945-964 - Ольга 964-972 - Святослав 972-980 - Ярополк 980-1015 - Владимир Святой 1015-1019 - Святополк I Окаяный (?), усобица 1019-1054 - Ярослав Мудрый 1054-1078 - Изяслав I 1078-1093 - Всеволод I 1093-1113 - Святополк II 1113-1125 - Владимир Мономах 1125-1132 - Мстислав Велик ...