Историческая информация » Древний Рим » Государственный строй

Государственный строй
Страница 2

Консулы были высшими магистратами республики. В их руках находились дела текущего управления. Они следили за исполнением законов.

Консулы имели «почти неограниченную власть во всем, что касается приготовлений к войне и вообще военных походов», включая набор войска и расходования военной казны. Они были властны подвергнуть наказанию (вплоть до смертной казни) любого из подчиненных им в военном лагере.

Коллегия преторов (сначала два лица, затем восемь) была непременной инстанцией при решении судебных дел–уголовных и гражданских. Вместе с тем претор имел право замещать консула в его отсутствие, командовать войском.

Цензоры, избираемые раз в 5 лет, распределяли граждан между центуриями (по их цензу) и трибами. Они же (по закону Овиния 312 г. до н.э.) составляли списки сенаторов и в соответствии с тем получили право отвода неугодных лиц. Решения цензоров не подлежали запрещению трибунов.

Особое положение занимали плебейские (народные) трибуны. Должность эта была учреждена около 494 г. до н.э. в результате ожесточенного столкновения плебейства с патрициатом.

Трибунат был строго плебейским учреждением. Трибунов было сначала два, потом пять и наконец десять. Трибуны имела право запрещать исполнение любых приказов, от кого бы они ни исходили (за исключением приказов диктатора). Они могли налагать вето на постановления сената и народных собраний. Кроме того, трибун был наделен правом арестовывать любое лицо и подвергать его публичному допросу.

Чтобы подчеркнуть исключительность этой магистратуры, всякое посягательство на личность трибуна было объявлено преступлением не только против государства, но и против религии. Это не помешало патрициату осуществить политическое убийство двух самых выдающихся трибунов Древнего Рима – братьев Тиберия и Гая Гракхов.

Перечисленные магистратуры относят к категории ординарных, обыкновенных. Исключительной, экстраординарной магистратурой считалась должность диктатора. Он назначался консулом по уполномочию или под давлением сената для «спасения отечества» в таких особых случаях, как война, внутренние смуты и пр. Диктатор обладал неограниченной властью, подкрепляемой опорой на специально выделенное ему конное войско. Он не отвечал за свои действия, ему не угрожало вето народного трибуна. Единственно, в чем он был ограничен, – это в сроке полномочий: не более 6 месяцев!

Страницы: 1 2 


Праздники и развлечения
Повседневная жизнь часто прерывалась праздниками и другими общественными событиями. Древние праздники языческих времен постепенно вытеснялись церковными праздниками" – пишет В.Г. Вернадский, - "в том, как отмечались эти праздники, долгое время еще были заметны языческие обычаи, несмотря на все возражения священнослужителей. Ка ...

Проблемы и экономические идеи XIII–XV вв.
В новой редакции "Русской Правды", так называемой "Пространной Правде" (конец XII – начало XIII в.) наряду с упоминанием о "торге" (внутреннем рынке), "гостьбе" (внешней торговле) экономическая мысль господствующих слоев общества все более настойчиво отстаивает вотчинный сепаратизм, усиливает защи ...

Гражданское право Римской империи
По теории римских юристов, всю совокупность правовых велений следовало подразделить на две части – право частное и право публичное. К последнему, по известному определению Ульпиана (III в. н.э.), принадлежат все те нормы, которые «относятся к положению Римского государства» как целого; напротив, «частное право» имеет дело с тем, что кас ...