Государственный стройСтраница 1
В конце VI в. до н.э. последний римский реке был устранен, и на его место стали выбирать двух консулов. С этого времени начинается история Римской республики, просуществовавшей около 500 лет.
Главным органом власти Римской республики сделался сенат, развившийся из совета старейшин римского союза племен. По числу родов сенаторов было первоначально 300, и это число оставалось неизменным вплоть до диктатуры Суллы (I в. до н.э.), когда количество сенаторов было удвоено. С исчезновением старых родов и курий сенаторов (по закону 318 г. до н.э.) стали назначать особо уполномоченные лица, избранные народным собранием, – цензоры. Требовалось, чтобы сенатор происходил из родовитой семьи, был богат, занимал перед тем какой-нибудь важный пост[3].
Всякий вопрос, предложенный на решение центурий, обсуждался предварительно в сенате. Это правило распространялось на все случаи замещения важных должностей.
Когда сенат находил, что решения народного собрания «не соответствуют интересам Рима», он объявлял их недействительными или предлагал должностным лицам, ответственным за эти решения, отказаться от своих должностей. Не имея прямой законодательной власти, сенат присвоил себе право толкования законов, которое нередко оборачивалось созданием новых законов. Только судебные решения народных собраний были для сената неприкосновенными.
В ведении сената находились многие дела по управлению: распоряжение казной и наблюдение за государственным имуществом вообще; бюджет; внешние сношения; военное дело, включая назначение командующих, и т.п. От него зависело назначение на почетную и доходную должность в провинцию, в завоеванную страну. Не будучи судебным органом, сенат мог назначать судебные коллегии и давать указания о производстве расследования по делам об измене, заговоре, изготовлении ядов, злонамеренном убийстве.
По той роли, которую играл сенат, и по тому, из кого он состоял. Римскую республику называют аристократической. И это вполне соответствует действительности.
Но тем самым по форме правления Римская республика отличается от афинской. Объясняется это главным образом экономической отсталостью раннереспубликанского Рима, низким уровнем его ремесленного производства и торговли. Вплоть до III в. до н.э. Рим был по преимуществу земледельческой общиной. Соответственно этому политическое господство принадлежало здесь земельной аристократии.
В соответствии с реформой Сервия Туллия в Древнем Риме существовало два вида народных собраний – центуриатные и трибутные. Первые долгое время считались главными. Собрания созывались по приказу консула, претора, народного трибуна. Начинались они с религиозных обрядов, за которыми следовало чтение законопроекта и голосование. Председательствующий мог в любое время распустить собрание. Оно автоматически расходилось при некоторых неблагоприятных знамениях (буря, эпилептический припадок и пр.).
Центуриатные комиции избирали всех высших начальников – магистратов республики – консулов, цензоров, преторов и некоторых других. Здесь же принимались или отвергались законопроекты, внесенные магистратами.
Трибутные собрания имели поначалу ограниченную компетенцию, однако уже с 449 г. (по другой версии – с 287 г.) до н.э. и они получают законодательные функции (исключение – законы о войне и мире). Когда трибутное собрание созывалось и возглавлялось народным трибуном, его компетенция ограничивалась избранием плебейских магистратов–народных трибунов, эдилов и др. В этих случаях голосовали одни плебеи.
Число центурий с течением времени было увеличено, и в III в. до н.э. их было уже 373. Объясняется это главным образом приростом населения. Происходит и некоторая демократизация центуриатного собрания. Каждый разряд населения получает по 70 центурий. Резко возросло количество триб Реформой Сервия Туллия[4].
Правительственная власть в Римской республике складывалась из некоторого числа коллегий. Все они избирались народными собраниями сроком на год. По истечении этого срока члены коллегий были ответственны за свои действия и могли быть преданы суду за злоупотребления. Члены коллегий считались равными в своих полномочиях, но каждый из них мог наложить запрещение – вето – на действия своего коллеги. В этом усматривали гарантию от произвольных и вредных распоряжений власти.
Важнейшее значение имели первые две коллегии: коллегия консулов (первоначально два лица) и коллегия преторов. И те и другие обладали властью. С этим связывалось прежде всего командование войском, право созыва народного собрания и сената (а также председательствование в собрании и сенате), право издавать приказы и чинить суд над гражданами.
Выводы
Реконструкция возникновения военно-монашеского братства тамплиеров и важнейших особенностей этого братства позволяет выявить общие черты становления сообщества воинов-монахов: монашеские обеты; следование единому орденскому уставу; мотивация идеалом угодного Богу благотворительного и воинского служения; слияние идеи жизни в Земном Граде ...
Неудача преобразований
Александра I
Нам известны начинания Александра I; все они были безуспешны[29]. Лучшие из них те, которые остались бесплодными, другие имели худший результат, т. е. ухудшили положение дел. В самом деле, мечты о конституционном порядке осуществлены были на западном крае России, в Царстве Польском. Действие этой конституции причинило неисчислимый вред ...
Попытка государственного переворота в августе 1991 г. и ре-
акция на нее в Украине.
1. Предпосылки попытки государственного переворота.
В начале 90-х гг. идея национального суверенитета охватила широкие общественные слои, в том числе и в Украине. Стараясь предотвратить распад советской империи, президент СССР М. Горбачев назначил на 20 августа 1991 г. процедуру подписания нового Союзного догово ...