Советский Союз в борьбе за разоружение
Страница 2

Выдающейся мирной инициативой Советского государства была внесённая им 18 сентября 1959 на рассмотрение 14-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Декларация о всеобщем и полном разоружении Сессия Генеральной Ассамблеи единодушно поддержала идею всеобщего и полного разоружения. В 1962 Советское правительство внесло в Комитет 18-ти проект договора о всеобщем и полном разоружении под строгим международным контролем; проект содержал детально разработанную программу разоружения, осуществляемую тремя этапами в течение четырёх лет под наблюдением специального контрольного органа. В то же время западные державы в ходе переговоров о практических мерах в области разоружения отстаивали лишь такое ограничение вооружённых сил и вооружений, которое всецело отвечало их военно-стратегическим и политическим интересам, и отклоняли компромиссные предложения, вносившиеся Советским Союзом. Однако вопреки стараниям проводников политики "холодной войны" сорвать практическое осуществление любых предложений, направленных на ограничение и сокращение вооружений, изменение соотношения сил на мировой арене в пользу социализма и мира создавало реальные возможности для постепенного решения проблемы разоружения, "экономическое развитие и рост оборонной мощи социалистической стран убедительно выявляли бесперспективность гонки вооружений, против которой всё более решительно и энергично выступала прогрессивная международная общественность". [2] Ширились антиимпериалистические выступления в национальных рамках и международном масштабе. Вопросы разоружения постоянно находились в центре внимания Движения сторонников мира. Проблема разоружения ставилась на Совещаниях коммунистических и рабочих партий, а требование о разоружении было включено в разработанные этими Совещаниями документы в качестве одного из важнейших требований. Движение за разоружение не могло не оказывать давления на правящие круги капиталистических стран. Начиная с 60-х гг. по инициативе СССР был подписан ряд соглашений, в известной мере ограничивавших гонку вооружений.

Летом 1963 на совещании в Москве представители США, СССР и Великобритании рассмотрели возможность ограничения испытаний ядерного оружия. В результате 5 августа был заключён Договор о запрещении испытаний ядерного оружия 1963 в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, вступивший в силу 10 октября 1963.

27 января 1967 был подписан Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, запрещающий использовать космическое пространство в военных целях и размещать на околоземных орбитах ядерное оружие или другие виды оружия массового уничтожения (Договор о космосе 1967); договор вступил в силу 10 октября 1967.

В 60-х гг. в Комитете 18-ти, а с 1969 - в Комитете по разоружению разрабатывались новые договоры, направленные на дальнейшее ограничение гонки вооружений.5 марта 1970 вступил в силу Договор о нераспространении ядерного оружия, а 11 февраля 1971 был открыт для подписания Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения (Договор о морском дне), вступивший в силу 18 мая 1972.

Борьба за разоружение - один из важнейших принципов социалистической внешней политики, составная часть Программы мира, принятой 24-м съездом КПСС. В соответствии с этой программой Советское правительство ввиду невозможности осуществить сразу всеобщее и полное разоружение направляет свои усилия на безотлагательное решение хотя бы отдельных, частных вопросов. Вместе с другими социалистическими государствами, участвующими в работе Комитета по разоружению, оно внесло на рассмотрение Комитета проект Конвенции о бактериологическом оружии конвенция была принята и открыта для подписания 10 апреля 1972; вступила в силу 26 марта 1975. В марте 1972 социалистические страны внесли на рассмотрение Комитета проект Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов химического оружия и его уничтожении.

23 нюня 1971 правительство СССР предложило созвать конференцию 5 ядерных держав (СССР, США, Франции, Великобритании и Китая) для рассмотрения проблемы ядерного разоружения. Против этого предложения открыто выступило правительство Китая. На 26-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1971) СССР внёс предложение о созыве Всемирной конференции по разоружению. Вопреки сопротивлению Китая и некоторых других государств, эта идея была одобрена Генеральной Ассамблеей.27-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН (1972) приняла резолюцию, призывающую все государства приложить "усилия в целях создания соответствующих условий" для созыва Всемирной конференции, и учредила специальный комитет для рассмотрения всех вопросов, возникающих в этой связи. На этой же сессии по предложению СССР была принята резолюция, которая содержит торжественное заявление об отказе государств - членов ООН "от применения силы или угрозы ее применения во всех её формах и проявлениях и о запрещении навечно применения ядерного оружия"; резолюция содержит также рекомендацию Совету Безопасности принять "как можно скорее соответствующие меры для полного осуществления настоящего заявления Генеральной Ассамблеи".28-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН (1973) по предложению СССР приняла резолюцию "О сокращении военных бюджетов государств - постоянных членов Совета Безопасности на 10 процентов и об использовании части сэкономленных средств на оказание помощи развивающимся странам". Её практическое осуществление явилось бы вкладом в дело разоружения и помощью государствам Азии, Африки и Латинской Америки в подъёме их экономики.29-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН (1974) одобрила предложение СССР о запрещении воздействия на природную среду и климат в военных и иных целях, не совместимых с интересами международной безопасности, благосостояния и здоровья людей. В октябре 1973 в Вене по инициативе Советского Союза и других социалистических стран начались переговоры о взаимном сокращении вооружённых сил и вооружений в Центральной Европе.

Страницы: 1 2 


Меркантильная мотивация подделок
Меркантильное стремление к получению корысти побуждает фальсификатора или (и) того лица, для которого создается подделка, исходя из личных интересов, изготовлять или пользоваться фальсификацией. В подобных случаях на первый план выступает пользование определенными льготами и привилегиями, которыми чаще всего эти лица не имеют права поль ...

Итоги и сущность петровских преобразований
Петровские реформы грандиозны по своим масштабам и последствиям. Эти преобразования способствовали решению остро стоявших перед государством задач, прежде всего – в сфере внешней политики. Однако они не могли обеспечить долговременный прогресс страны, так как проводились в рамках существующего строя и, более того, консервировали российс ...

Внутренняя политика России в 1860-1881гг.
1861г - Манифест об отмене крепостного права 1864г - земская и судебная реформы 1870г - городская реформа 1874г - принятие нового военного устава Факторы: - отставание России от западных стран - высокий уровень социальной напряженности (крестьянские волнения и забастовки рабочих, деятельность подпольных организаций революционеров, ...