Екатерина Алексеевна IСтраница 1
1702 год – русские войска в Прибалтике одерживают одну победу за другой. Короткий поход завершается взятием города Мариенбурга (ныне Алуксне в Латвии). Захвачена богатая добыча. Среди пленных – 18-летняя Марта Рабе, будущая императрица Екатерина I.
Девушку берет в услужение фельдмаршал Шереметев.
У Шереметева черноглазую красавицу выпросил Меншиков, а у последнего ее увидел Петр.
В 1703 г. Марта становится его фавориткой. В 1707, 1708 и 1709 гг. она рождает ему трех дочерей – Екатерину, Анну и Елизавету.
Кто же Марта Рабе по происхождению? Этим вопросом историки задаются до сих пор. По одной версии, она из очень небогатой семьи, мать ее рано умерла, оставив девочку сиротой. По другой – Марта была дочерью лифляндского дворянина и его крепостной служанки. По третьей – она родилась в семье литовского крестьянина Самуила Скавронского. Есть и еще несколько вариантов: Марта – уроженка Швеции; Марта – из бедного рода польских дворян Скавронских; Марта – "из украинских Сковорощенко". Последнюю версию предпочитала сама Екатерина, зная нелюбовь русских к иноземцам (Украина тогда входила в состав России). Документально эти сведения ни подтвердить, ни опровергнуть невозможно: муниципальные архивы Мариенбурга сгорели во время штурма города в 1702 г. Достоверно как будто одно: девочку-сироту взял на воспитание пастор Глюк. Воспитание это ограничивалось умением вести домашнее хозяйство да еще занятиями рукоделием. До 18-летнего возраста она жила в доме пастора. Накануне взятия Мариенбурга русскими войсками Марту обвенчали со шведским драгуном Рабе, который неожиданно получил приказ отбыть в свой полк и прямо с брачного пира отправился туда. С семьёй пастора Глюка Марта попала в плен.
Так или иначе, Марта (после крещения в православную веру в 1708 г. ставшая Екатериной Алексеевной – отчество она получила по своему крестному отцу царевичу Алексею) стала необходимой Петру. Год от года привязанность царя к ней усиливалась. Часто находясь в отъезде, Петр то и дело вызывал ее к себе: "Для Бога, приезжайте скорей, а ежели за чем невозможно скоро быть, отпишите, понеже не без печали мне в том, что ни слышу, ни вижу вас".
После венчания с ней, состоявшегося в 1712 г., нежность и уважение царя к жене возрастают. Об этом свидетельствуют около 170 сохранившихся писем Петра I к Екатерине Алексеевне.
Супруга российского царя обладала многими качествами, вызывавшими симпатию: добротой, ровным и легким характером, приятными, естественными манерами, но главное – врожденным тактом. Она, кажется, в совершенстве постигла натуру Петра, сурового и вспыльчивого человека. При нередких у государя приступах ярости только одна Екатерина могла без страха смотреть в искажённое гневом лицо царя, только она умела успокоить его. Петр безгранично верил жене.
Как отмечали современники, она отличалась крепким здоровьем и немалой физической силой. Камер-юнкер Берхгольц описывал в дневнике такой эпизод: однажды царь приказал своему денщику Бутурлину поднять на вытянутой руке большой маршальский жезл. Тот попытался, но безуспешно. Тогда император, смеясь, протянул свой весьма увесистый жезл через стол супруге, и она с необыкновенной легкостью и ловкостью несколько раз подняла его над столом на вытянутой руке, чем несказанно удивила окружающих.
Свойственно ей было и поистине мужское хладнокровие. Екатерина никогда не теряла присутствия духа. Во время неудачного Прусского похода 1711 г., когда русская армия была окружена превосходящими силами турецких войск, и Петру угрожал позорный плен, Екатерина оказалась одной из немногих, кто сохранил самообладание. Она предложила все свои драгоценности, чтобы задобрить турецкого визиря; это облегчило переговоры о мире, и в конце концов русские полки вышли из ловушки. Это же хладнокровие подчас помогало Екатерине умерять необузданный гнев царя, когда тот принимался избивать провинившихся советников.
Пусть из варяг в греки
Киевская Русь возникла на торговом пути "из варяг в греки" на землях восточнославянских племен — словенов (новгородцев), кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей.
Путь "из варяг в греки
", название водного торгового пути в Киевской Руси, связывавшего Северную Русь с Юж ...
Похороны
Не менее значимым обрядом, чем свадьба, в жизни средневекового социума был погребальный обряд. Подробности описаний этих обрядов позволяют выявить отношение наших предков к смерти.
Погребальные обряды в языческие времена включали в себя поминальные пиры, проходившие на месте захоронения. Над могилой князя или какого-нибудь выдающегося ...
Голод 1932-1933 гг.
Страшной трагедией для украинского народа стал голод 1932-1933 гг., организованный сталинским руководством для того, чтобы сломить сопротивление украинского села политике сплошной коллективизации. Хлебозаготовки в 1930 г. в Украине составили 400 млн. пудов, а в 1931 г. - 380 млн. пудов. Это стало возможным за счет истощения села. У крес ...