Историческая информация » Римское право на рубеже Древнего мира и Средневековья » Памятники славянского феодального права в странах Восточной Европы

Памятники славянского феодального права в странах Восточной Европы
Страница 1

Приняв христианство, славянские государства Восточной Европы включили себя в круг византийских культурных и правовых влияний. На базе норм византийского и обычного болгарского права в конце IX века появился "Закон судный людям", который дошел до нашего времени в двух редакциях Краткой (32 статьи) и Пространной (77 статей). Наиболее древней и близкой к подлиннику считается краткая редакция Закона по так называемому Румянцевскому списку.

Закон юридически закреплял три вида собственности на землю: общинную, собственность задруг (задруга большая семья, состоящая из нескольких, связанных кровным родством, семей), частную собственность феодалов, в руках которых концентрируются и богатства в виде "военной добычи". За последними признается финансовый, административный и судебный иммунитет.

Несколько статей Закона посвящены регулированию гражданско-правовых отношений (поклаже, закладу, опеке, поручительству) на основе римско-византийских реципированных норм.

В связи с развитием ремесла сравнительно широкое распространение имел договор подряда. В одной из статей этого Закона говорится, что, если портной испортит материал вследствие неумения шить или злонамерения, он должен быть избит или лишен вознаграждаения. Крестьянин, самовольно разрывавший договор найма, не допахавший до времени, наказывался согласно закону тем, что лишался "орания", т.е., вероятно, всего им заработанного.

Особое место в Законе занимают нормы, направленные против нарушения христианских предписаний о браке. Закон запрещал многоженство, предлагая выгнать из дома вторую жену вместе с ее детьми, устанавливая запрещение вступать в брак с близкими родственниками. Однако неизвестно, какой возраст требовался при вступлении в брак. В семье господствовали патриархальные отношения. Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. Но воля завещателя была несколько ограничена. Отец мог дать одному из законных наследников больше, чем другому, но совсем лишить наследства своих детей не мог.

Многие статьи Закона сохраняют старые славянские обычаи: талион, кровную месть, ордалии и др. Как уклад продолжал существовать институт рабства. За убийство раба возмещение получал его хозяин. Раб мог выкупить себя на свободу имуществом или отработкой.

Закон строго охранял собственность. Смертная казнь грозила за поджог дома, за хищение церковного имущества из алтаря. За продажу в рабство свободного виновный мог быть продан в рабство. Штраф в двойном размере уплачивался за рубку и поджог чужого леса, за кражу скота. Ряд статей предусматривал суровые наказания за многоженство и изнасилование, а также за соблюдение языческих обрядов.

Закон ввел понятие рецидива в краже. Виновный подлежал изгнанию (во второй раз) и продаже в рабство (в третий раз).

Византийское же уголовное право в этом случае предписывало членовредительское наказание (ослепление). В Византии убийцу ждала смертная казнь. В Болгарии за убийство полагалась "вражда", т.е. уплата штрафа, к чему, помимо самого виновного, привлекались и его родственники. В том случае, если убийца оставался неизвестным, штраф должно было платить село, на территории которого найден труп (круговая порука). Характерной особенностью являлось то, что субъектом преступления могло быть даже животное. Так, собака, которая пролезла в жилище человека, подрыв стену, должна быть убита. Собака, проникшая в дом через открытую дверь, не подлежала смерти. Широко применялись позорящие наказания (порка, острижение волос и др.), а также эпитимные наказания (наказания, налагаемые церковью покаяние, пост, молитва и т.д.), которые в некоторых случаях смягчали тяжкие наказания.

Страницы: 1 2 3 4


Нарушение этических норм
В начале главы уже было сказано несколько слов о трудностях попыток дать универсальное определение этики; но еще труднее при выполнении ежедневной деятельности в области связей с общественностью соблюдать ее. В этой связи приведем еще одно определение этики. Этика относится к системе ценностей, с помощью которых человек определяет, что ...

Социально-политическое развитие России в XVIIв.
Соляной бунт 1648г. Предпосылки: 1. Рост налогов и неудача налоговой реформы правительства Б.И.Морозова. В 1646г он отменил ряд прямых налогов и ввел косвенный - на соль. Народ резко сократил ее потребление. Правительство, вынужденное восстановить старые цены на соль, стало собирать недоимки по отмененным налогам за 2 года. 2. Взя ...

Поход в Индию
Увлеченный идеей достичь «края Азии» и стать владыкой мира, Александр решил предпринять поход в Индию. В конце весны 327 до н.э., выступив из Бактры, он пересек Паропамис и р. Кофен (совр. Кабул). Ему добровольно подчинилось большинство царств на правом берегу Инда, в том числе сильное государство Таксила; их правители сохранили свою вл ...