Воспитание и школа
Страница 1

В сельской местности дети редко посещали школу и, как только подрастали, начинали помогать родителям. Самые маленькие сторожили баранов и коз, которые постарше работали в хозяйстве и в поле.

В городах мальчики рано начинают приобщаться к ремеслам в цеховых кланах. Подмастерья подчиняются непосредственно учителю (уста), который должен не только обучить их технике ремесла (речь идет о конкретной работе ремесленника, о профессиональной деятельности, вообще обо всем, что связано с производством и ремесленничеством), но и привить им цеховые традиции. Из простого новичка мальчик становится учеником (чирак), затем рабочим (кальфа) и наконец учителем (уста). Став учителем, он имеет право открыть свою лавку, мастерскую или торговое дело. Некоторые формы профессий, связанных с торговлей и негоцианством, требовали, скорее всего, того же профессионального обучения, что и в других цеховых кланах.

В обеспеченных мусульманских семьях дети с рождения и примерно до 7 лет живут в гаремах, либо с матерью, либо с кормилицей, затем с воспитательницей. Но в любом случае именно мать отвечает за первоначальное воспитание ребенка, следя, в частности, за тем, чтобы мальчик или девочка учились уважать своих родителей, усваивали элементарные правила приличия, учили молитвы и т.д. После этого, в зависимости от семьи, к которой он принадлежит, мальчик или девочка приобщаются к домашней работе — начинают активную жизнь. Если у его отца заметное место в обществе, ребенок получит образование более или менее длительное и достаточно глубокое и сможет рассчитывать на приличную карьеру либо в судебной, либо в административной системе.

Во всех случаях, если у ребенка не было личного педагога, к 7 годам он идет в начальную школу. В сельской местности ближайшая мечеть или «монастырь дервишей» (текке, завийе) чаще всего служат воспитательным и образовательным заведением. В городах в большинстве кварталов есть школы, называемые мектеб. Эти скромные заведения, обязанные своим существованием инициативе и великодушному пожертвованию какого-нибудь благотворителя, состояли из одной учебной комнаты. Обстановка примитивная: дети и учитель сидят по-турецки либо на земле, либо на циновках, коврах, или килимах. Школьные приспособления самые элементарные: деревянная дощечка с нанесенным слоем глины или разведенного мела и тонкий заточенный наискось деревянный стержень — для наименее обеспеченных и молодых учеников; реже лист бумаги и тростниковый колем, который макают в чернила, — для обеспеченных и способных.

Под руководством учителя, муалим или ходжа, который без колебаний стегает учеников прутом по рукам или, в случае большой провинности, по ступням, мальчики учились читать, писать, считать и заучивать наизусть строфы из Корана, не понимая в большинстве случаев их смысла, поскольку они написаны по-арабски. К основам Корана добавляется обучение молитвам и сопровождающим их жестам и земным поклонам. За исключением праздников, занятия проходили по утрам каждый день, кроме пятницы.

Большинство учеников, которые ходят в мектеб, записывались туда через благотворительные учреждения (вакф). К тому же каждый год они получали одежду или деньги не нее. Иногда ученикам (некоторые попечители настаивали, чтобы возраст ученика не превышал 10 лет) жаловали некоторую денежную сумму (сейр-беха) для того, чтобы они могли побывать в местах отдыха, чтобы «порадоваться и разогнать грусть»

Наиболее способные ученики, или имеющие средства для продолжения обучения, поступали в религиозно-правовые школы, медресе. В 1529 г. в Эдирне их насчитывалось 14, в Стамбуле XVII в. — 95 (в XIX в.-170).

Медресе подчинены большим мечетям, но занимают отдельные здания, обычно такой планировки: вокруг прямоугольного двора сделана галерея, на которую выходят от 3 до 28 келий для учащихся и учебный класс (дерсхапе), который также служит залом для молитв. Учащиеся — пансионеры, как и преподаватели (мюдеррис), содержатся фондом, образованным кем-то из попечителей, и обеспечиваются всем необходимым, включая питание, отопление и освещение. Как пример: вакфийепри медресе, которое было частью комплекса (кюлийе) Иени Имарет, основанного Баязидом II в Эдирне, определяло, что мюдеррис будет получать 50 аспр в день, его помощник — 7 аспр, 18 учащихся — по 2 аспр каждый, библиотекарь — 2 аспр.

Мюдеррисы должны обучать студентов (софта) — постоянно проживавших при медресе или приходящих на занятия и лекции — в соответствии с терминологией, используемой в актах благотворительных организаций: «целесообразным наукам», «традиционным наукам»; согласно иной классификации — «религиозным наукам», «прикладным наукам» и «полезным наукам». В медресе преподают чтение, разъяснение и толкование Корана и традиции (хадис), следуя свойственному туркам ханефитскому обычаю; логику или искусство красноречия, математику, геометрию, астрономию, музыку, естественные науки, медицину, лексикологию, риторику, литературу и каллиграфию. Обучение осуществляется в форме чтения трудов и произведений с комментариями мюдерриса, который затем отвечает на вопросы студентов, а потом задает их сам. Задача учащегося состоит в заучивании наизусть отрывков из различных сочинений, а также в переписывании главных пассажей из трудов больших авторов. Обучение заканчивается устным экзаменом, дающим выпускнику выбор между двумя типами карьеры: преподавательской (тарик-и тедрис), чтобы стать мюдеррисом. В этом случае жалованье определяется актом благотворительной организации, учредившей учебное заведение; административной, чтобы занять должность кади (тарик-и каза). Учащиеся становятся кади, или судьями, отвечающими, как в провинции, так и в столице, за соблюдение и исполнение предписаний и постановлений, издаваемых имперским правительством. В этом случае доходы кади зависят от случайных заработков и от гонораров, получаемых им за оформление различных актов (бракосочетание, освобождение рабов, регистрация актов, выдача свидетельств, наследственные дела и т.д.).

Страницы: 1 2


Римская республика (III – II вв.). Римские завоевания в III – II вв.
Завоевание Италии не означало конца римской экспансии. Рим был заинтересован в войне как в способе присвоения богатств и расширения земельного фонда, как в средстве распространения "власти римского народа", а значит, системы податных и вообще эксплуатируемых территорий. При недостаточно развитой товарности производства военная ...

Внешняя политика СССР в конце 1920х-1930е гг.
Внешнюю политику определял главный политический тезис о враждебности всех капиталистических держав к СССР и необходимости использования их взаимных противоречий. Одно из важнейших направлений - поддержка международного коммунистического движения. Стремясь обеспечить безопасность границ, СССР в 1932г подписал серию двусторонних пактов о ...

Участие Жанны д’Арк в боевых действиях
Так началась воинская жизнь Жанны. Сначала она отправила письмо английскому королю. Примечательно, в каком тоне было составлено это послание. «Король Англии, покоритесь Царю Небесному, верните Деве, посланной сюда Богом, Царем Небесным, ключи всех славных городов, которые вы захватили и разграбили во Франции. Она здесь и пришла от Бога, ...