Общественное движение 30х гг.Страница 1
1. Деятельность кружка Н.В.Станкевича. 1831-1839гг. В разные годы входили: М.А.Бакунин, В.Г.Белинский, В.П.Боткин, К.С.Аксаков, А.И.Герцен, Т.Н.Грановский, М.Н.Катков, Ю.Ф.Самарин и др. Изучали философские системы Фихте, Гегеля, Шеллинга, пытались с их помощью объяснить развитие России.
2. Консервативное направление. Оформилось в идейном отношении раньше других течений. Оно было призвано обосновать незыблемость существующих в России порядков и противостоять распространению идущих с Запада идей.
Его наиболее значительными представителями стали историк М.П.Погодин, философ С.П.Шевырев, известные журналисты Я.И.Греч и Ф.В.Булгарин. Опираясь на некоторые мысли Н.М.Карамзина об исторических особенностях России, Погодин в середине 20х гг предложил концепцию самобытности России. История страны основана на "вечном начале. русском духе", который воплощается в православии и самодержавии. Крепостничество рассматривается им как система отношений, обеспечивающая органическую связь между землевладельцем и крестьянами. Шевырев доказывал ложность католичества и протестантизма, превозносил православие как "истинное просвещение", обеспечивающее мирное развитие России.
Президент Академии наук С.С.Уваров, ставший в 1834г министром народного просвещения, используя некоторые положения из работ Карамзина и Погодина, в 1832г сформулировал основы теории, которая преследовала цель воспитания юношества в национальном духе, была призвана обосновать самобытность России и ее превосходство над Западом. Суть ее заключалась в том, что "самодержавие, православие и народность" как основы русской истории обеспечивают благоденствие и могущество России, мир между сословиями и защиту от тлетворных революционных идей Запада. Все это дополнялось тезисом о необходимости развития европейского образования.
В 1836г в журнале "Телескоп" было опубликовано письмо П.Я.Чаадаева, ставшее своеобразным ответом на пропаганду теории "официальной народности". Чаадаев оценил особенный путь развития России как обрекающий ее на отсталость, политическое и духовное рабство. Причиной тому он считал изоляцию России от Европы, вызванную принятием православной формы христианства. Автор письма был объявлен антипатриотом, русофобом и вовсе умалишенным и долго находился под надзором полиции.
Общественное движение 40х гг.
1. Славянофильство. Появилось в начале 40х гг. Его идеологами были литераторы и философы А.С.Хомяков, братья И.В. и П.В.Киреевские, К.С и И.С.Аксаковы, Ю.Ф.Самарин и др.
Основные положения: - важнейшей характеристикой российского общества и государства является народность, а в основе самобытного российского пути развития лежат православие, община и национальный русский характер - в допетровской России власть находилась в гармонии с народом в противоположность Европе, где обострялись социальные конфликты; самодержавие избавляло общество от политической борьбы - основы русской общественной жизни заключаются в общинном строе в деревне, коллективизме, соборности - Россия развивается ненасильственным путем - в России духовные устремления преобладают над материальными ценностями - Петр I насильственными методами внедрял опыт, механически заимствованный у Запада, что привело к нарушению естественного характера развития России, законсервировало крепостничество и породило социальные конфликты
Религия восточных славян.
В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество - обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Зарождение языческих культов произошло в эпоху верхнего палеолита, около 30 тыс лет до н.э. Восстановление информации о славянском язычестве затруднено, поскольку не сохранилось практическ ...
Первое ополчение против
поляков (земский приговор 30 июня 1611 г)
Вслед за средним и высшим столичным дворянством вовлекается в Смуту и дворянство рядовое, провинциальное.
Присягнув Владиславу, московское боярское правительство отправило к Сигизмунду посольство просить его сына на царство и из страха перед московской чернью, сочувствовавшей второму самозванцу, ввело отряд Жолкевского в столицу. Но см ...
Постройки. Павловские казармы на Марсовом поле
(1817-1819 гг.)
Казармы лейб-гвардии Павловского полка - одна из первых в Санкт-Петербурге значительных работ архитектора В. Стасова. Этот памятник высокого классицизма дышит суровым величием, опровергая расхожие представления о том, что казармы - это нечто унылое, серое и однообразное. Постройка казарм, предназначенных для Павловского полка, оформила ...