Историческая информация » Истории России » Общественное движение 60-90х гг.

Общественное движение 60-90х гг.
Страница 2

- Россия должна развиваться эволюционным путем с помощью реформ сверху

- недопустимы как репрессии и произвол самодержавия, так и революционное насилие радикальной интеллигенции

- общество должно подготавливать себя к гражданским и политическим свободам

- основная задача интеллигенции - просвещать народ и воздействовать на власть, склоняя ее мирными средствами к продолжению либеральных реформ

Русский либерализм не был организационно оформлен и проявился в земском движении, либеральной публицистике, академических исследованиях и салонных дискуссиях, реформаторских усилиях наиболее прогрессивных сановников.

Основные направления: а) Западнический либерализм. Чичерин, Стасюлевич, Арсеньев. Идея неизбежности

повторения Россией западноевропейского пути развития; настаивали на

необходимости изживания "самобытничества" и мирного вхождения в европейскую

цивилизацию.

б) Национальный либерализм. Некоторые деятели пытались синтезировать идеи либерализма и славянофильства, считали необходимым учитывать национальную специфику. Выдвигали программу постепенного соединения традиционных элементов российского общества (общины) с либеральными ценностями (гражданское общество и пр.)

Русские либералы занимались активной просветительской деятельностью. В разное время ими издавались журналы "Отечественные записки", "Вестник Европы", "Русская мысль"; газеты "Голос", "Молва", "Русские ведомости", "Земство", "Порядок".

В конце 70х гг сформировалось нелегальное "Общество земского союза и самоуправления". Радикально настроенные деятели общества вели переговоры с революционерами о согласовании тактики в деле ограничения самодержавия, но после отказа последних прекратить террор разорвали с ними отношения. Кроме того, либералы использовали легальные общества, такие как Вольное экономическое общество, Московское юридическое общество и т.д.

3. Народническое движение.

Идейными основоположниками были А.И.Герцен и Н.Г.Чернышевский, в 1850х-начале 60х гг разработавшие основные теоретические положения. Они были радикальными демократами, но стремились избежать насилия. Однако многие адепты народничества истолковали их теорию как призыв к народной революции.

Основные идеи: - отрицание исторического значения капитализма и стремление не допустить его

развития в России

- стремление создать социалистическое общество как систему общественных отношений,

основанную на справедливости и коллективизме

- убеждение, что лишь в справедливом обществе существуют условия, обеспечивающие

всестороннее развитие личности

- идеализация крестьянской общины и надежды через нее прийти к социализму

- представление о русском крестьянине-общиннике как человеке будущего, "социалисте

по природе"

- критика или даже отрицание государственности как формы общественного управления,

отрицание значения политической борьбы за свободы и права личности

Основные направления: а) Пропагандистское. П.Л.Лавров в своих работах "Исторические письма",

"Программа <Вперед>", "Социальная революция и задачи нравственности" и др.

определил следующие положения: - движущей силой истории являются критически

мыслящие личности, т.е. интеллигенция

- интеллигенция смогла появиться и умственно развиться, т.к. была освобождена от физического труда, который выполнял за нее народ, посему она должна вернуть народу этот долг

- крестьянство не готово к социальной революции, поэтому задача интеллигенции – длительная пропаганда идеи социализма в народе, поскольку без нее выступления масс приму насильственные, бунтарские формы и не приведут к установлению гуманных социалистических отношений

Страницы: 1 2 3 4 5


Влияние Леонарда Эйлера на развитие теории чисел
С конца XVII до тридцатых годов XVIII столетия мы не можем назвать какого-либо замечательного теоретико-числового открытия. Математики были слишком заняты разработкой возникших недавно исчисления бесконечно малых и аналитической геометрии. Только Эйлер, распространивший свою огромную активность на все области математики, уделил внимание ...

Реформы танзимата в вилайете Триполи (1839-1876 гг)
Укрепление позиций братства сенуситов во внутренних районах вилайета совпал по времени с проведением реформ танзимата в Османской империи. Эти реформы имели целью реорганизовать государственное и административное устройство империи, ввести в общественную жизнь нормы европейского права, упорядочить налогообложение. Наведение порядка в в ...

Спа́со-Преображе́нский собо́р (1827-1829 гг.)
Спа́со-Преображе́нский собор (1827-1829 гг.) (официальное название — собор Преображения Господня всей гвардии) в Санкт-Петербурге — православный храм Санкт-Петербургской епархии Русской Церкви, на Преображенской площади. Восстановлен архитектором В. П. Стасовым в 1829 году. Памятник архитектуры.(Рис. 12 ) Никогда не закрывалс ...