Общественное движение 60-90х гг.Страница 2
- Россия должна развиваться эволюционным путем с помощью реформ сверху
- недопустимы как репрессии и произвол самодержавия, так и революционное насилие радикальной интеллигенции
- общество должно подготавливать себя к гражданским и политическим свободам
- основная задача интеллигенции - просвещать народ и воздействовать на власть, склоняя ее мирными средствами к продолжению либеральных реформ
Русский либерализм не был организационно оформлен и проявился в земском движении, либеральной публицистике, академических исследованиях и салонных дискуссиях, реформаторских усилиях наиболее прогрессивных сановников.
Основные направления: а) Западнический либерализм. Чичерин, Стасюлевич, Арсеньев. Идея неизбежности
повторения Россией западноевропейского пути развития; настаивали на
необходимости изживания "самобытничества" и мирного вхождения в европейскую
цивилизацию.
б) Национальный либерализм. Некоторые деятели пытались синтезировать идеи либерализма и славянофильства, считали необходимым учитывать национальную специфику. Выдвигали программу постепенного соединения традиционных элементов российского общества (общины) с либеральными ценностями (гражданское общество и пр.)
Русские либералы занимались активной просветительской деятельностью. В разное время ими издавались журналы "Отечественные записки", "Вестник Европы", "Русская мысль"; газеты "Голос", "Молва", "Русские ведомости", "Земство", "Порядок".
В конце 70х гг сформировалось нелегальное "Общество земского союза и самоуправления". Радикально настроенные деятели общества вели переговоры с революционерами о согласовании тактики в деле ограничения самодержавия, но после отказа последних прекратить террор разорвали с ними отношения. Кроме того, либералы использовали легальные общества, такие как Вольное экономическое общество, Московское юридическое общество и т.д.
3. Народническое движение.
Идейными основоположниками были А.И.Герцен и Н.Г.Чернышевский, в 1850х-начале 60х гг разработавшие основные теоретические положения. Они были радикальными демократами, но стремились избежать насилия. Однако многие адепты народничества истолковали их теорию как призыв к народной революции.
Основные идеи: - отрицание исторического значения капитализма и стремление не допустить его
развития в России
- стремление создать социалистическое общество как систему общественных отношений,
основанную на справедливости и коллективизме
- убеждение, что лишь в справедливом обществе существуют условия, обеспечивающие
всестороннее развитие личности
- идеализация крестьянской общины и надежды через нее прийти к социализму
- представление о русском крестьянине-общиннике как человеке будущего, "социалисте
по природе"
- критика или даже отрицание государственности как формы общественного управления,
отрицание значения политической борьбы за свободы и права личности
Основные направления: а) Пропагандистское. П.Л.Лавров в своих работах "Исторические письма",
"Программа <Вперед>", "Социальная революция и задачи нравственности" и др.
определил следующие положения: - движущей силой истории являются критически
мыслящие личности, т.е. интеллигенция
- интеллигенция смогла появиться и умственно развиться, т.к. была освобождена от физического труда, который выполнял за нее народ, посему она должна вернуть народу этот долг
- крестьянство не готово к социальной революции, поэтому задача интеллигенции – длительная пропаганда идеи социализма в народе, поскольку без нее выступления масс приму насильственные, бунтарские формы и не приведут к установлению гуманных социалистических отношений
Феодальное право в странах Западной Европы. Источники
В северных районах Франции применялись нормы обычного права, королевские указы, распоряжения местных властей, а на юге преобладало реципированное писаное римское право.
В отличие от обычного права государств континентальной Европы английское обычное право было в своей основе общим для всей страны. Многие из обычаев, которые отвечали ин ...
Ключевые философы,
литераторы и деятели искусства эпохи
Возрождения из различных государств Европы.
Наивысший расцвет искусства Возрождения пришёлся на первую четверть XVI века, которая получила название «Высокое возрождение». Работы Леонардо да Винчи (1452—1519), Рафаэля Санти (1483—1520), Микеланджело Буонаротти (1475—1564), Джорджоне (1476—1510), Тициана (1477—1576), Антонио Корреджо (1489—1534) составляют золотой фонд европейского ...
Похороны
Не менее значимым обрядом, чем свадьба, в жизни средневекового социума был погребальный обряд. Подробности описаний этих обрядов позволяют выявить отношение наших предков к смерти.
Погребальные обряды в языческие времена включали в себя поминальные пиры, проходившие на месте захоронения. Над могилой князя или какого-нибудь выдающегося ...
