Общественное движение 60-90х гг.Страница 2
- Россия должна развиваться эволюционным путем с помощью реформ сверху
- недопустимы как репрессии и произвол самодержавия, так и революционное насилие радикальной интеллигенции
- общество должно подготавливать себя к гражданским и политическим свободам
- основная задача интеллигенции - просвещать народ и воздействовать на власть, склоняя ее мирными средствами к продолжению либеральных реформ
Русский либерализм не был организационно оформлен и проявился в земском движении, либеральной публицистике, академических исследованиях и салонных дискуссиях, реформаторских усилиях наиболее прогрессивных сановников.
Основные направления: а) Западнический либерализм. Чичерин, Стасюлевич, Арсеньев. Идея неизбежности
повторения Россией западноевропейского пути развития; настаивали на
необходимости изживания "самобытничества" и мирного вхождения в европейскую
цивилизацию.
б) Национальный либерализм. Некоторые деятели пытались синтезировать идеи либерализма и славянофильства, считали необходимым учитывать национальную специфику. Выдвигали программу постепенного соединения традиционных элементов российского общества (общины) с либеральными ценностями (гражданское общество и пр.)
Русские либералы занимались активной просветительской деятельностью. В разное время ими издавались журналы "Отечественные записки", "Вестник Европы", "Русская мысль"; газеты "Голос", "Молва", "Русские ведомости", "Земство", "Порядок".
В конце 70х гг сформировалось нелегальное "Общество земского союза и самоуправления". Радикально настроенные деятели общества вели переговоры с революционерами о согласовании тактики в деле ограничения самодержавия, но после отказа последних прекратить террор разорвали с ними отношения. Кроме того, либералы использовали легальные общества, такие как Вольное экономическое общество, Московское юридическое общество и т.д.
3. Народническое движение.
Идейными основоположниками были А.И.Герцен и Н.Г.Чернышевский, в 1850х-начале 60х гг разработавшие основные теоретические положения. Они были радикальными демократами, но стремились избежать насилия. Однако многие адепты народничества истолковали их теорию как призыв к народной революции.
Основные идеи: - отрицание исторического значения капитализма и стремление не допустить его
развития в России
- стремление создать социалистическое общество как систему общественных отношений,
основанную на справедливости и коллективизме
- убеждение, что лишь в справедливом обществе существуют условия, обеспечивающие
всестороннее развитие личности
- идеализация крестьянской общины и надежды через нее прийти к социализму
- представление о русском крестьянине-общиннике как человеке будущего, "социалисте
по природе"
- критика или даже отрицание государственности как формы общественного управления,
отрицание значения политической борьбы за свободы и права личности
Основные направления: а) Пропагандистское. П.Л.Лавров в своих работах "Исторические письма",
"Программа <Вперед>", "Социальная революция и задачи нравственности" и др.
определил следующие положения: - движущей силой истории являются критически
мыслящие личности, т.е. интеллигенция
- интеллигенция смогла появиться и умственно развиться, т.к. была освобождена от физического труда, который выполнял за нее народ, посему она должна вернуть народу этот долг
- крестьянство не готово к социальной революции, поэтому задача интеллигенции – длительная пропаганда идеи социализма в народе, поскольку без нее выступления масс приму насильственные, бунтарские формы и не приведут к установлению гуманных социалистических отношений
Осознание ошибок и их корни
Радикализация аграрной политики негативно сказалась и на развитии сельскохозяйственного производства в освобожденных и освобождаемых районах. Это было результатом уравнивания крестьянских хозяйств на низком, как правило, потребительском уровне, а также следствием потери стимулов производства более зажиточной частью деревни. Вместе с тем ...
Биография и наследие Градовского Александра Дмитриевича
Градовский родился в Воронежской губернии в 1841 году. Его отец, известный на юге селитровар, дал своему сыну прекрасное домашнее образование, а затем определил его во 2-ю Харьковскую гимназию. В 1858 году он поступил на юридический факультет Харьковского университета, где и окончил курс в 1862 году со степенью кандидата прав. Уже на ун ...
Исторические условия развития экономической жизни
Завершение антияпонской войны и переход к новому историческому этапу не сразу привел к переменам в аграрно-крестьянской политике КПК. В первое время лозунг "каждому пахарю - свое поле" все еще продолжал трактоваться как политика снижения арендной платы и ссудного процента, реализация которой привела в освобожденных районах за ...
