Общественное движение 60-90х гг.Страница 2
- Россия должна развиваться эволюционным путем с помощью реформ сверху
- недопустимы как репрессии и произвол самодержавия, так и революционное насилие радикальной интеллигенции
- общество должно подготавливать себя к гражданским и политическим свободам
- основная задача интеллигенции - просвещать народ и воздействовать на власть, склоняя ее мирными средствами к продолжению либеральных реформ
Русский либерализм не был организационно оформлен и проявился в земском движении, либеральной публицистике, академических исследованиях и салонных дискуссиях, реформаторских усилиях наиболее прогрессивных сановников.
Основные направления: а) Западнический либерализм. Чичерин, Стасюлевич, Арсеньев. Идея неизбежности
повторения Россией западноевропейского пути развития; настаивали на
необходимости изживания "самобытничества" и мирного вхождения в европейскую
цивилизацию.
б) Национальный либерализм. Некоторые деятели пытались синтезировать идеи либерализма и славянофильства, считали необходимым учитывать национальную специфику. Выдвигали программу постепенного соединения традиционных элементов российского общества (общины) с либеральными ценностями (гражданское общество и пр.)
Русские либералы занимались активной просветительской деятельностью. В разное время ими издавались журналы "Отечественные записки", "Вестник Европы", "Русская мысль"; газеты "Голос", "Молва", "Русские ведомости", "Земство", "Порядок".
В конце 70х гг сформировалось нелегальное "Общество земского союза и самоуправления". Радикально настроенные деятели общества вели переговоры с революционерами о согласовании тактики в деле ограничения самодержавия, но после отказа последних прекратить террор разорвали с ними отношения. Кроме того, либералы использовали легальные общества, такие как Вольное экономическое общество, Московское юридическое общество и т.д.
3. Народническое движение.
Идейными основоположниками были А.И.Герцен и Н.Г.Чернышевский, в 1850х-начале 60х гг разработавшие основные теоретические положения. Они были радикальными демократами, но стремились избежать насилия. Однако многие адепты народничества истолковали их теорию как призыв к народной революции.
Основные идеи: - отрицание исторического значения капитализма и стремление не допустить его
развития в России
- стремление создать социалистическое общество как систему общественных отношений,
основанную на справедливости и коллективизме
- убеждение, что лишь в справедливом обществе существуют условия, обеспечивающие
всестороннее развитие личности
- идеализация крестьянской общины и надежды через нее прийти к социализму
- представление о русском крестьянине-общиннике как человеке будущего, "социалисте
по природе"
- критика или даже отрицание государственности как формы общественного управления,
отрицание значения политической борьбы за свободы и права личности
Основные направления: а) Пропагандистское. П.Л.Лавров в своих работах "Исторические письма",
"Программа <Вперед>", "Социальная революция и задачи нравственности" и др.
определил следующие положения: - движущей силой истории являются критически
мыслящие личности, т.е. интеллигенция
- интеллигенция смогла появиться и умственно развиться, т.к. была освобождена от физического труда, который выполнял за нее народ, посему она должна вернуть народу этот долг
- крестьянство не готово к социальной революции, поэтому задача интеллигенции – длительная пропаганда идеи социализма в народе, поскольку без нее выступления масс приму насильственные, бунтарские формы и не приведут к установлению гуманных социалистических отношений
Подготовка сторон к войне.
И Россия и Франция готовились к войне. Со всей Европы сгонялись в армию Наполеона солдаты, свозились боеприпасы, продовольствие, фураж. К июню 1812 года армия, которую Наполеон называл «великой», насчитывала около 600 тысяч человек и имела 1200 артиллерийских орудия. Во главе их стояли прославленные маршалы и генералы.
В России тоже ...
Политика Александра на завоёванных территориях. Её
эволюция.
В этой главе мы рассмотрим лишь один (наиболее важный, как нам представляется) аспект политики Александра на завоёванных территориях. Это меры, предпринимаемые для создание социальной опоры власти македонского царя. Мы не рассматриваем здесь религиозную политику Александра, хотя она и имела важное значение в деле укрепления власти макед ...
Русь конца IX-начала Xвв.
1015-1019гг - правление Святополка I Окаяного
1019-1054гг - правление Ярослава Мудрого
1054г - разделение христианской церкви на православную и католическую
1054-1078гг - правление Изяслава I
1078-1093гг - правление Всеволода I
1093-1113гг - правление Святополка II
1097г - съезд князей в Любече
1113-1125гг - правление Владимира М ...