Историческая информация » Сахалин 1905-1916 гг. » Северный Сахалин в 1905-1916 гг.. Жизнь и быт сахалинцев

Северный Сахалин в 1905-1916 гг.. Жизнь и быт сахалинцев
Страница 1

Печальные последствия русско-японской войны сказались и на жизни населения северной части острова. В декабре 1905 года на Северном Сахалине насчитывалось 7500 жителей (из 46 тыс., проживавших на всем острове до русско-японской войны), в том числе 2000 представителей коренных народов – нивхов, эвенков, аинов и ороков.

В течение 1906 г. Около 5000 жителей Сахалина возвратились в северную часть острова с материка, куда они бежали во время японского вторжения. Теперь их жилища либо лежали в руинах, либо были захвачены другими; имущество разграблено, поля заросли.10 апреля 1906 года был принят Закон об упразднении сахалинской каторги[2].

По сведениям И.А. Сенченко, который глубоко исследовал и впервые в советской литературе дал описание жизни и деятельности политкаторжан на Сахалине, до 1906 г. На острове отбыли наказание свыше 30 тыс. осужденных, в том числе более 50 политических каторжан из числа видных революционеров и несколько сот человек, обвиненных в подрывной деятельности против царской власти. Почти половину политкаторжан составляли «смертники», т.е. осужденные на смертную казнь, замененную затем каторгой. Процент «смертников» здесь был настолько высок, что сахалинская политическая каторга в этом отношении не знала себе равных в России.

Некоторые из политкаторжан стояли на позициях, близких к марксизму, и, примкнув впоследствии к большевикам, принимали участие в революциях 1905 и 1917 гг. Почти все они в той или иной форме и на каторге продолжали борьбу с царизмом, вели революционную пропаганду среди заключенных и населения острова.

Под влиянием революционных событий в России, а также в результате подпольной деятельности политкаторжан и ссыльных на Сахалине в 1905-1907 гг. начались волнения крестьян, произошли забастовки шахтеров на рудниках Дуэ и Мгачи, портовых рабочих – в Александровске, взбунтовались солдаты воинской команды на мысе Жонкьер. В октябре 1905 г. На острове были сожжены почти все тюремные помещения, здания полицейского управления и канцелярии военного губернатора.

В результате поражения царизма в русско-японской войне южная часть острова была захвачена империалистической Японией. Люди стали покидать Сахалин. 76 селений из 133, имевшихся на острове, полностью опустели.

В 1908 г. Сахалин был объявлен свободным для заселения. Однако вольная колонизация острова не имела успеха. За 7 лет сюда переселилось всего 105 семей[3]. Поэтому переселенцам были обещаны значительные льготы: 400 руб. на семью, освобождение от воинской повинности на три года и от налогов на пять лет. Власти обеспечивали проезд морем за половинную стоимость и продовольственным пайком в первые месяцы по приезде. Не обходилось и без злоупотреблений чиновников. Они присваивали себе часть средств, отпущенных государством для переселенцев[4].

Наследие каторги тормозило развитие сельского хозяйства и промышленности. Даже спустя три года после ее отмены, в 1909 году А.М. Валуев (военный губернатор области) писал:

«Ссыльное население не устроено ни в правовом, ни в земельном отношении. Оно не имеет ни прав сельских обывателей, ни земельных наделов. Устройство старожителей необходимо произвести теперь же, во избежание столкновений с переселенцами»

10 апреля 1910 года был принят закон о предоставлении крестьянских прав ссыльнопоселенцам и участии их в сельском самоуправлении. Они получили право заниматься свободным предпринимательством и передвигаться в пределах острова, но если они выезжали на материк, то эти права теряли силу. Лишь в феврале 1913 года сахалинские старожилы были полностью уравнены в правах с остальными подданными Российской империи.

Страницы: 1 2


Германское Просвещение.
Просвещение в Германии представляло собой сложное и противоречивое явление уже в силу политической раздробленности страны и разнообразия местных условий. Распространению новых веяний способствовала интенсивная культурная жизнь провинций. Монархи мелких государств, не имея возможности утвердить свой авторитет великодержавными методами, с ...

Роль Томаша Массарика в образовании Чехословакии
Массарик (Гарриг Масарик) Томаш (7 марта 1850, Годонин, Южная Моравия — 14 сентября 1937, Ланы, близ Праги), чехословацкий государственный и общественный деятель. Первый президент Чехословакии (1918-1935). Один из основателей либерально-политической группы «Реалисты» (1889; первоначально была связана со старочехами, затем — младочехами ...

Научные взгляды Ибн Сины
(латинизированная транскрипция — Авиценна, Avicenna) Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (ок. 980—1037) — среднеазиатский философ, энциклопедист, врач, поэт, математик, естествоиспытатель. Учиться начал в 6 лет, к 10 годам закончил курс словесных наук, а к 15 годам постиг ‘индийский счет’ — арифметику, геометрию, алгебру; осваивал юридические н ...