Задачи исследования

:

Проследить зарождение и развитие такого направления, как "история повседневности", выделить основные подходы.

Проанализировать историческую литературу по теме исследования и тексты нравоучительных источников и выделить основные сферы повседневной жизни: свадьба, похороны, питание, праздники и развлечения и роль и место женщины в средневековом обществе.

Методы работы

. В основу работы легли принцип историзма, достоверности, объективности. В числе научных и конкретных исторических методов применяются: анализ, синтез, типология, классификация, систематизация, а также проблемно-хронологический, историко-генетический, сравнительно-исторический методы.

Историко-антропологический подход при изучении темы предполагает, во-первых, фиксацию внимания на микрообъектах с целью дать их детальное описание; во-вторых, смещение акцента с общего на особенное, индивидуальное. В-третьих, ключевым понятием для исторической антропологии является "культура" (а не "общество" или "государство"), соответственно, будет предпринята попытка постигнуть ее смысл, расшифровать некий культурный код, лежащий в основе слов и поступков людей. Именно отсюда - повышенный интерес к языку и понятиям изучаемой эпохи, к символизму повседневной жизни: ритуалам, манере одеваться, есть, общаться друг с другом и т.п. Основным же инструментом изучения избранной культуры становится интерпретация, то есть "такое многослойное описание, когда все, даже мельчайшие детали, почерпнутые из источников, складываются, словно кусочки смальты, образуя целостную картину"[13].

Характеристика источников

. Наше исследование строится на комплексе исторических источников.

Нравоучительная литература - своеобразный вид духовной письменности, имеющей практическое, религиозно-нравственное назначение, связанное с назиданием в полезных правилах, наставлением в житейских делах, поучением в жизненной мудрости, обличением в грехах и пороках и т. н. В соответствие с этим нравоучительная литература максимально приближена к реальным жизненным ситуациям. Это находит свое выражение в таких жанрах нравоучительной литературы, как "Слова", "Поучения", "Послания", "Наставления", "Изречения" и т.п.

Со временем характер нравоучительной литературы менялся: от простых нравственных изречений она эволюционировала к нравоучительным трактатам. К XV-XVI вв. в Словах и Посланиях все больше просматривается авторская позиция, в основе которой лежит определенный философский фундамент.

Нравоучения отличаются своеобразным свойством, связанным с особенностями древнерусского сознания: максимы, сентенции, пословицы, поучения строятся на основе резкого противопоставления противоположных моральных понятий: добра - злу, любви - ненависти, правды - лжи, счастья - несчастья, богатства - бедности и т.п. Учительная литература Древней Руси явилась своеобразной формой нравственного опыта.

Как литературный жанр нравоучительная литература, с одной стороны, происходит от ветхозаветной мудрости, Притч Соломона, Премудростей Иисуса сына Сирахова, Евангелия; с другой - от греческой философии в форме кратких изречений с ярко выраженной этической направленностью.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Достопримечательности Китая - Лоян
Лоян, город на северном берегу реки Ло – один из древнейших центров китайской цивилизации. Он служил либо единственной, либо второй столицей 9 ранних династий. В эпоху расцвета Лояна, в V веке, в нескольких км к югу от города, в гротах из песчаника началось создание статуй Будды. Со временем здесь в 2000 пещер было создано почти 100 тыс ...

Духовные аспекты первобытного общества.
Духовное развитие первобытных людей ярче всего выражено в искусстве. Произведения искусства малых форм исполнялись с помощью резца, скребка. Гравюра и барельеф на стенах пещер производились грубыми резцами. Для нанесения росписи на стены пещер применялись краски естественного происхождения. Чаще всего использовалась железистая охра, кот ...

Партизаны. Их роль на основных этапах войны.  Основные этапы войны
Отечественную войну 1812 года можно разделить на два периода: первый отступательный период, второй наступательный. Первый начался с форсирования 12(24) июня французскими войсками реки Неман и закончился 5(17) октября с нападения русских войск на авангард Мюрата под Тарутиным. Второй период начался 5(17) октября и закончился 16(28) ноябр ...