Л.В. Беловинскому принадлежит ряд книг: "С русским воином через века", "К истории русской православной церкви", "История русской материальной культуры", "Типология русского народного костюма", уникальный "Российский историко-бытовой словарь", "Изба и хоромы: Из истории русской повседневности" и др. Круг его научных интересов - история русской повседневной жизни XIX в. и ее составляющих - историй материальной культуры, истории быта.

В книге "Изба и хоромы: Из истории русской повседневности" сделана попытка развернуть широкую картину повседневной жизни русской деревни, но деревни не только крестьянской: ведь в деревне жили и тысячи помещиков, и духовенство, в ней постоянно находились или просто жили уездные чиновники, служащие земств, интеллигенция. "Деревня привлекла внимание автора потому, что в ней жило подавляющее большинство населения страны, которая была страной сельскохозяйственной. <…> …деревенская повседневность во многом определяла повседневность всей нации"[9].

В книге Н.С. Борисова "Повседневная жизнь средневековой Руси накануне конца света"[10] за основную точку отсчета берется 1492 г. - год, когда ожидался конец света (на этот срок начала Страшного суда указывали многие древние пророчества). На основании летописных источников, произведений древнерусской литературы, свидетельств иностранных путешественников, автором рассмотрены ключевые моменты царствования Ивана III, описаны некоторые особенности монашеского быта, а также повседневности и нравов русского средневековья (свадебный обряд, особенности поведения замужней женщины, супружеских отношений, развод). Однако исследуемый период ограничивается только XV веком.

Отдельно стоит выделить работу историка-эмигранта, ученика В.О. Ключевского, евразийца Г.В. Вернадского. Глава Х его книги "Киевская Русь"[11] полностью посвящена описанию быта наших предков. Опираясь на археологические и этнографические, а также фольклорные и летописные источники, автор описывает жилища и мебель, одежду, еду разных слоев населения, основные обряды, связанные с циклом жизни русского человека. Подтверждая выдвинутый тезис о том, что "существует много сходства между Киевской Русью и царской Россией позднего периода"[12], автор монографии зачастую делает выводы о бытовании средневековых русичей на основании аналогий с жизненным укладом и бытом русских в конце девятнадцатого века.

Таким образом, современные историки уделяют внимание истории повседневности Руси, однако, в основном объектом исследования является либо царская Россия, либо исследуемый период охвачен не полностью, частично. Кроме того, очевидно, что ни один из ученых не привлекает в качестве исследовательского материала нравоучительные источники.

В целом можно сделать вывод, что в настоящее время не предпринято научного исследования, в котором изучение истории повседневности средневековой Руси проводилось бы на основе анализа текстов нравоучительных источников.

Цель исследования

: на материале средневековых нравоучительных источников проанализировать повседневную жизнь средневекового человека.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Земская реформа
Последняя из реформ к которой приступили в начале 50-х годов и которой суждено было приобрести особенно важное значение, - введение земских учреждений и переход к отмене кормлений. Земскую реформу можно считать четвертым ударом по кормленной системе, нанесенным в ходе реформ. Она должна была привести к окончательной ликвидации власти на ...

Освободительное движение в Украине.
В 1648г в Украине вспыхнуло очередное восстание, вызванное социальным гнетом, политическим, религиозным и национальным неравноправием, которое испытывало на себе украинское и белорусское православное население, находясь в составе католической Речи Посполитой. Зачинщиками выступления стали запорожские казаки. Для защиты от набегов крымск ...

Антинорманнизм.
В наше время норманнскую теорию считают научно несостоятельной, т.к. считается, что у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Академик Б.А.Рыбаков доказывал, что Киевское государство сложилось уже в VIв, а норманны использовались лишь как наемная военная сила. Летопись о призвании в ...