Актуальность

выбранной темы исследования обусловлена растущим в обществе интересом к изучению истории своего народа. Обычных людей, как правило, больше интересуют конкретные проявления человеческой жизни, именно они делают историю не сухой отвлеченной дисциплиной, а зримой, понятной и близкой. Нам сегодня необходимо знать свои корни, представлять себе, как протекали будни наших предков, бережно сохранять это знание для потомков. Такая преемственность способствует формированию национального самосознания, воспитывает патриотизм молодого поколения.

Рассмотрим степень изученности проблемы

повседневного быта и нравов средневековой Руси в науке. Всю литературу, посвящённую повседневности можно разбить на несколько групп: дореволюционную, советскую и современную.

Дореволюционная отечественная историография, в первую очередь, представлена трудами Н.М. Карамзина, СВ. Соловьева и В.О. Ключевского, хотя и не исчерпывается тремя этими громкими именами. Однако эти почтенные историки, преимущественно, показывали исторический процесс, тогда как, по словам Л.В. Беловинского, "исторический процесс - вещь, в некотором смысле, абстрактная, а жизнь народа конкретна. Эта жизнь протекает в ее повседневности, в мелких делах, заботах, интересах, привычках, вкусах конкретного человека, который есть частица общества. Она в высшей степени разнообразна и сложна. А историк, стремясь увидеть общее, закономерности, перспективу, пользуется большими масштабами"[1]. Следовательно, данный подход никак нельзя включить в русло истории повседневности.

В середине XIX века вышла и почти сразу же стала библиографической редкостью книга известного ученого А.В. Терещенко "Быт русского народа"[2] - первая попытка в России научной разработки этнографического материала. В свое время ею зачитывались и специалисты, и обыватели. В монографии собран богатейший материал, описывающий жилища, правила домоводства, наряды, музыку, игры (забавы, хороводы), языческие и христианские обряды наших предков (свадьба, похороны, поминки и др., простонародные обряды, такие, как встреча Весны-красны, празднование Красной горки, Ивана Купалы и др., святки, масленица).

Книга была встречена с большим интересом, но когда были обнаружены крупные недочеты ее, делавшие материал Терещенко сомнительными, к ней стали относиться быть может строже, чем она заслуживает.

Значительный вклад в изучение быта и нравов средневековой Руси внёс И.Е. Забелин. Именно его книги можно считать первой попыткой обращения к человеку в истории, его внутреннему миру. Он первым выступил против увлечения историков "громкими, гремящими войнами, поражениями и т.п. ", против сведения истории лишь к "внешним фактам"[3]. Уже в середине позапрошлого века он сетовал, что "позабыли о человеке", и призывал обратить основное внимание на повседневную жизнь народа, из которой, согласно его концепции, вырастали и религиозные установления, и политические институты любого общества. Жизнь народа должна была занять место "правительственных лиц" и "правительственных документов", которые, по характеристике Забелина, - "материал чисто бумажный, мертвый".

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Начало XVIII в. – перелом в жизни Гетманщины. Филип Орлик. Конституция
В октябре в 1709 г. в с. Варница неподалеку от Бендер умирает гетман И. Мазепа. Казацкий совет в 1710 г. избирает гетманом в эмиграции Ф. Орлика. Новый гетман происходил из чешско-польской семьи, которая в свое время осела в Литве, был человеком высокообразованным, что дало ему возможность сделать быструю карьеру. Начинал он с должности ...

Участие вермахта и местного населения в Холокосте
Теперь уже не надо никому доказывать, что самое активное участие в Холокосте в первые месяцы войны приняли части вермахта. Анализ сохранившихся дневников военных действий частей вермахта свидетельствует о том, они были хорошо информированы об уничтожении евреев айнзатцгруппой "В", и во многих местах сами приняли непосредственн ...

Чехословацкая конституция 1920 года как закрепление нового строя
Демократические реформы стали законодательной базой для принятия в восточноевропейских странах конституций. Совместное заявление чешских депутатов парламента, с которым солидаризировались представители других славянских народов, было зачитано 30 мая 1917 г. на первом заседании рейхсрата председателем Чешского союза Франтишеком Станеком ...