По степени использования и распространенности в Средние века и ранее Новое время нравоучительная литература занимала второе место, идя сразу за богослужебной. Помимо имеющих самостоятельное значение авторских произведений с морально-назидательной направленностью, значительное распространение и влияние на формирование национального характера и своеобразия духовной культуры имели дидактические сборники XI-XVII вв., созданные коллективными или неизвестными авторами.

Их общие черты (помимо анонимности) - теоцентризм, рукописный характер бытования и распространения, традиционность, этикетность, абстрактно-обобщенный характер нравоучений. Даже те из сборников, что были переводными, непременно дополнялись оригинальным русским материалом, отражавшим мировоззрение составителя и заказчиков.

На наш взгляд, именно нравоучительные тексты, с одной стороны, задают нравственные образцы, в них проявляются идеальные представления народа о том, как надо вести себя, как жить, как поступать в той или иной ситуации, с другой стороны, отражаются реальные существующие традиции и обычаи, приметы повседневной жизни разных слоев средневекового общества. Именно эти черты делают нравоучительные источники незаменимым материалом для исследования истории повседневности.

В качестве нравоучительных источников для анализа были отобраны следующие:

Изборник 1076;

"Слово о хмеле" Кирилла, философа словенского;

"Повесть об Акире Премудром";

"Мудрость Мудрого Менандра";

"Пчела";

"Мерило праведное";

"Слово о злых жёнах";

"Домострой";

"Назиратель".

"Изборник 1076 года" представляет собой одну из древнейших датированных рукописей религиозно-мировоззренческого содержания, памятник так называемой нравственной философии. Существовавшее мнение, что Изборник составлен по заказу киевского князя Святослава Ярославича, представляется большинству ученых неосновательным. Писец Иоанн, переписывавший для князя Изяслава болгарский сборник, возможно, изготовил рассматриваемую рукопись для себя, хотя и использовал для нее материалы из княжеской библиотеки. В состав Изборника вошли краткие толкования св. Писания, статьи о молитве, о посте, о чтении книг, "Поучения детям" Ксенофонта и Феодоры.

"Слово о хмеле" Кирилла, философа словенского направлено против пьянства. Один из ранних списков произведения относится к 70-м гг. XV в. и сделан рукой монаха Кирилло-Белозерского монастыря Ефросина. Текст "Слова" интересен не только своим содержанием, но и своей формой: он написан ритмизованной прозой, переходящей местами в рифмованную речь.

"Повесть об Акире Премудром" - древнерусская переводная повесть. Первооригинал повести сложился в Ассиро-Вавилонии в VII-V вв. до н.э. Русский перевод восходит либо к сирийскому, либо к армянскому прототипу и, возможно, был осуществлен уже в XI-XII вв. В повести рассказывается история Акира - мудрого советника ассирийского царя Синагриппа, оклеветанного своим племянником, спасенного от казни другом и благодаря своей мудрости спасшего страну от унизительной дани египетскому фараону.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Багдадский пакт
Но некоторые страны не могли доверять СССР и его политике «мирного сосуществования». Именно поэтому 24 февраля 1955 года Турция и Ирак подписали созданный по инициативе Англии Багдадский пакт. До конца года его подписали Пакистан и Иран. Целью Багдадского пакта являлось обеспечение безопасности в связи с угрозой советского экспансионизм ...

Путь к дворцу дофина
Решение возвести на царство Карла и воевать с англичанами, окончательно сложилось у Жанны к началу 1428 года, когда ей было всего восемнадцать или даже шестнадцать лет. К тому времени она нашла способ добраться до места пребывания дофина. Отцу Жанны старому Жаку Дарку, пришлось побывать по делам в городе Вокулере, административном центр ...

"Русская правда" Ярослава Мудрого
Время Ярослава Мудрого (1019-1054) ознаменовалось распространением христианской религии по всем русским землям. Тогда уже выросло поколение тех детей, которых Владимир отдавал в книжное учение. Ярослав в этом отношении продолжал дело своего отца; по крайней мере, мы имеем известие, что он в Новгороде собрал 300 детей у старост и попов и ...