Тогда же подносили дары: тесть зятя одаривал "первым благословением ~ образом, кубком или ковшом, бархатом, камкой, сороком соболей"[48]. После чего шли на половину матери невесты, где "теща спрашивает отца женихова о здоровье и целуется через платок и с ним и с женихом, да и со всеми так же"[49].

Княжеский чин сложнее, у простолюдинов обряд был проще. Например, в "Домострое" отмечено, что при княжеском чине "невесты тут не должно быть; у простых же людей в обычае - и невеста тут"[50]. После чего накрывают на стол, "пируют все с удовольствием, но большого стола - не бывает"[51].

На другой день мать жениха приезжает смотреть невесту, "тут и ее одаривают камкою и соболями, а она даст невесте перстень"[52].

Назначался день свадьбы, "расписывали" гостей, жених выбирал им роли: посаженых отца и матери, приглашенных бояр и боярынь, тысяцкого и поезжан, дружки, свахи.

В день самой свадьбы в золоте приезжал дружка с дружиною, за ним везли постель "в санях с передком, а летом - изголовьем к облучку, накрытое одеялом. А в санях две лошади сивые, а около саней боярские слуги в нарядном платье, на облучке же станет постельничий старший в золоте, держит святой образ"[53]. За постелью ехала сваха, наряд ее был предписан обычаем: "желтый летник, красная шубка, а еще в платке и в бобровом оплечье. А будет дело зимой - так в меховой шапке"[54].

Уже только по одному этому эпизоду понятно, что свадебный обряд был жестко регламентирован традицией, все остальные эпизоды этого обряда (подготовка постели, прибытие жениха, венчание, "почивание" и "познание" и пр) так же строго разыгрывались в соответствии с каноном.

Таким образом, свадьба была важным событием в жизни средневекового человека, и отношение к этому событию, судя по нравоучительным источникам, было неоднозначным. С одной стороны, таинство брака возвеличивали, с другой, - несовершенство человеческих отношений нашло отражение в иронично-негативном отношении к браку (примером тому - высказывания "мудрого Менандра"). По сути, речь идет и о двух видах браков: счастливый и несчастливый брак. Принято считать, что счастливый брак - это брак по любви. В этой связи представляется интересным рассмотреть как отражён вопрос любви в нравоучительных источниках.

Любовь (в современном понимании) как любовь между мужчиной и женщиной; " основа брака, судя по нравоучительным источникам, в сознании средневековых авторов не существовала. Действительно, браки совершались не по любви, а по воле родителей. Поэтому, в случае удачно сложившихся обстоятельств, например, если попалась "добрая" жена, мудрецы советуют ценить и беречь этот дар, в противном случае - смириться и быть настороже: "Не оставляй жены мудрой и доброй: ее добродетель дороже золота"[55]; "если есть у тебя жена по душе - не гони ее, если же ненавидит тебя - не доверяй ей"[56]. Однако слово "любовь" в этих контекстах практически не употребляется (по результатам анализа текстов источников обнаружено только два таких случая). Во время "свадебного чина" тесть наказывает зятю: "Судьбами божьими дочь моя приняла венец с тобою (имярек) и тебе бы жаловать ее и любить в законном браке, как жили отцы и отцы отцов наших"[57]. Обращает на себя внимание употребление сослагательного наклонения ("тебе быжаловать ее и любить"). В одном из афоризмов Менандра говорится: "Великая связь любви - рождение ребенка"[58].

В остальных случаях любовь между мужчиной и женщиной трактуется как зло, губительный соблазн. Иисус, сын Сирахов, предостерегает: "На деву не взглядывай, а то соблазнишься ее чарами"[59]. "Плотских и сладострастных дел избегать . "[60] - советует святой Василий. "Сластолюбивых помыслов лучше гнушаться"[61] - вторит ему Исихий.

В "Повести об Акире Премудром" дается наставление сыну: " . не прельщайся красотою женской и сердцем не возжелай ее: если и все богатства отдашь ей, и тогда не получишь от нее пользы, только больше согрешишь перед Богом"[62].

Слово "любовь" на страницах нравоучительных источников средневековой Руси в основном употребляется в контекстах любви к богу, евангелиевских цитат, любви к родителям, любви окружающих: " . милостивый Господь праведных любит"[63]; "Вспоминал я слова Евангелия: "Любите врагов ваших . [64], "Крепко люби породивших тебя"[65]; "Демокрит.

Страницы: 1 2 3


Русско-иранская война. 1826-1828гг.
При поддержке Англии вону начал Иран, рассчитывавший вернуть себе утраченные в предыдущей войне с Россией земли. После назначения главнокомандующим Кавказским корпусом И.Ф.Паскевича русские войска добились ряда стратегических успехов. По Туркманчайскому мирному договору 1828г к России отошла Восточная Армения (Ереванское и Нахичеванское ...

Письмо как средство письменной коммуникации
В современном мире с его бурно развивающимися новыми электронными средствами коммуникации (факс, e-mail, Интернет) письмо, отправленное по почте или с курьером, при всей своей традиционности не утратило определенной значимости. Прежде всего, письмо, приходящее в запечатанном конверте, предназначено персонально лицу, указанному в качеств ...

Русско-японская война
На рубеже веков обострились противоречия между капиталистическими странами по вопросу о разделе мира. В это время идет оформление двух мировых группировок: 1) Антанта (Россия, Англия и Франция); 2) Тройственный союз (Германия, Италия и Австрия). При этом узел противоречий находился не только в Европе, но и в Тихом океане. Особый инте ...