Шариат в Арабском халифатеСтраница 1
Основным источником мусульманского права являлся шариат ("праведный путь") совокупность обычаев и законов, где правовые нормы и религиозные догмы сливались воедино.
Главным источником в шариате признавался Коран священная книга мусульман, которая по преданию была написана Мухаммедом основателем религии и Арабского халифата. Дополнением к Корану служили сборники судебных решений Мухаммеда (сунна) и толкования авторитетных мусульманских юристов (фатва). К этой группе источников мусульманского права относились предания (хадисы), заключения и решения собраний законоведов. В том случае, если для решения данного дела отсутствовали ясные указания в вышеуказанных источниках, то применяли нормы обычаев (адат). Каждый акт верховной власти (канун) не должен был противоречить шариату и являлся обязательным для мусульман. Его неисполнение квалифицировалось как одновременно государственное и религиозное преступление.
Правоспособность мусульман была шире правоспособности иноверцев. Последние ограничивались: в избрании места жительства, профессии, в передвижении.
Нормы гражданского права шариата охраняли имущественные интересы собственника и законного владельца вещи. По мусульманскому праву собственность имеет три признака: 1) исключительность во владении вещью, поскольку единственным ее владельцем является собственник; 2) абсолютность в распоряжении собственностью, состоящей в неограниченном праве пользования вещью; 3) постоянство права собственности. Поэтому в мусульманском праве не существовало права давности на собственность.
Различались следующие способы приобретения собственности: 1) в качестве военной добычи; 2) посредством гражданской сделки; 3) получение по наследству; 4) пожалование верховной власти.
По учению ислама мир делится на страну мусульман и страну "неверных". Согласно этому учению вся земля в мире принадлежит аллаху, как создателю мира, и его посланнику на земле пророку Мухаммеду. В свою очередь она делилась на несколько категорий: государственную, священную (места, где жил пророк), вакф (выделялась школам, богадельням, мусульманским религиозным учреждениям), икта (давалась за службу), частновладельческую и общинную земли. Каждая из них имела свой правовой статус. Завоеванные в "священной войне" против "неверных" мусульманами земли являлись собственностью государства и сдавались крестьянам в аренду. За пользование государственной землей у крестьянина зачастую отбирали половину урожая, а чтобы он не мог уклониться от уплаты, ему на шею вешали свинцовые бирки с указанием его местожительства.
В Мекке и ее окрестностях, где находились святыни мусульманской религии (земля Хадидж), под страхом смертной казни не разрешалось появляться иноверцам, запрещалось уничтожать животных и растения.
По шариату существовали религиозные обязательства, а также обязательства из договоров и причинения вреда. Религиозные обязательства (обеты) носили односторонний характер и содержали заявления о совершении или несовершении каких-либо действий. К ним относились: обещание пожертвовать свое имущество на какие-либо благотворительные цели, отпуск на волю раба и т.п. Не исполнившие это обязательство должны принести искупительную жертву (накормление десяти бедных, трехдневный пост и т.п.). Кроме того, судья может принудить этих лиц к выполнению обета.
Структура вавилонского общества
во время правления царя Хаммурапи
Вавилонское общество состояло из свободных людей - авилум, рабов - вардум и, занимавших промежуточное положение царских людей - мушкенум. Внутри класса свободных общинников, авилумов, существовало сильное имущественное расслоение - от царя, высших чиновников и жречества, которым принадлежала основная часть земли, до бедных крестьян и ре ...
Переход к реакционной политике. Аракчеевщина
1815–1825 гг.
вошли в историю России под названием «аракчеевщины»
. Востановление страны после войны с французами шло за счёт крестьян. Опасаясь восстаний, царь прибегнул к либеральным мерам. Он обещал ввести конституцию в России и поручил Аракчееву составить план освобождения крестьян. Тем не менее в России с 1820 г. и вплоть до конца ...
Социально-экономическое развитие России в первой четверти XIX
в. Реформы 1801–1811 гг
Начало XIX в. ознаменовалось дворцовым переворотом. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г.
император Павел I
был задушен, а его сын, участник заговора, вступил на престол. В своем манифесте Александр I
объявил народу, что его отец скончался от апоплексического удара.
В июле 1801 г.
император создал и возглавил Негласный комитет, в который ...