Шариат в Арабском халифатеСтраница 1
Основным источником мусульманского права являлся шариат ("праведный путь") совокупность обычаев и законов, где правовые нормы и религиозные догмы сливались воедино.
Главным источником в шариате признавался Коран священная книга мусульман, которая по преданию была написана Мухаммедом основателем религии и Арабского халифата. Дополнением к Корану служили сборники судебных решений Мухаммеда (сунна) и толкования авторитетных мусульманских юристов (фатва). К этой группе источников мусульманского права относились предания (хадисы), заключения и решения собраний законоведов. В том случае, если для решения данного дела отсутствовали ясные указания в вышеуказанных источниках, то применяли нормы обычаев (адат). Каждый акт верховной власти (канун) не должен был противоречить шариату и являлся обязательным для мусульман. Его неисполнение квалифицировалось как одновременно государственное и религиозное преступление.
Правоспособность мусульман была шире правоспособности иноверцев. Последние ограничивались: в избрании места жительства, профессии, в передвижении.
Нормы гражданского права шариата охраняли имущественные интересы собственника и законного владельца вещи. По мусульманскому праву собственность имеет три признака: 1) исключительность во владении вещью, поскольку единственным ее владельцем является собственник; 2) абсолютность в распоряжении собственностью, состоящей в неограниченном праве пользования вещью; 3) постоянство права собственности. Поэтому в мусульманском праве не существовало права давности на собственность.
Различались следующие способы приобретения собственности: 1) в качестве военной добычи; 2) посредством гражданской сделки; 3) получение по наследству; 4) пожалование верховной власти.
По учению ислама мир делится на страну мусульман и страну "неверных". Согласно этому учению вся земля в мире принадлежит аллаху, как создателю мира, и его посланнику на земле пророку Мухаммеду. В свою очередь она делилась на несколько категорий: государственную, священную (места, где жил пророк), вакф (выделялась школам, богадельням, мусульманским религиозным учреждениям), икта (давалась за службу), частновладельческую и общинную земли. Каждая из них имела свой правовой статус. Завоеванные в "священной войне" против "неверных" мусульманами земли являлись собственностью государства и сдавались крестьянам в аренду. За пользование государственной землей у крестьянина зачастую отбирали половину урожая, а чтобы он не мог уклониться от уплаты, ему на шею вешали свинцовые бирки с указанием его местожительства.
В Мекке и ее окрестностях, где находились святыни мусульманской религии (земля Хадидж), под страхом смертной казни не разрешалось появляться иноверцам, запрещалось уничтожать животных и растения.
По шариату существовали религиозные обязательства, а также обязательства из договоров и причинения вреда. Религиозные обязательства (обеты) носили односторонний характер и содержали заявления о совершении или несовершении каких-либо действий. К ним относились: обещание пожертвовать свое имущество на какие-либо благотворительные цели, отпуск на волю раба и т.п. Не исполнившие это обязательство должны принести искупительную жертву (накормление десяти бедных, трехдневный пост и т.п.). Кроме того, судья может принудить этих лиц к выполнению обета.
Успешность политики правительства
Это давление и в не меньшей степени соображения экономической целесообразности постепенно заставили гоминьдановское руководство ускорить перемены в экономической политике. Еще в середине 50-х гг. гоминьдановское правительство принимает первые законодательные акты, предоставлявшие некоторые льготы иностранным инвесторам, в особенности ки ...
Культура, быт, обычаи и верования славян
Развитие духовной культуры и верований древних восточных славян, живших на современной территории Украины, было тесно связано с их хозяйственной деятельностью. Значительное место в жизни восточных славян занимали многочисленные обрядовые праздники, посвященные наступлению весны и началу полевых работ (веснянки), летнему солнцестоянию (И ...
Историческая обусловленность эпохи просвещения
XVIII в. вошел в историю как век Просвещения. Мыслителей, ученых этого времени отличало стремление систематизировать и углубить знания о природе. Экспериментальные исследования стали приобретать все большее значение, чему способствовали технические и технологические достижения.
В XVIII в. в ведущих европейских странах уже имелись ...