Шариат в Арабском халифатеСтраница 1
Основным источником мусульманского права являлся шариат ("праведный путь") совокупность обычаев и законов, где правовые нормы и религиозные догмы сливались воедино.
Главным источником в шариате признавался Коран священная книга мусульман, которая по преданию была написана Мухаммедом основателем религии и Арабского халифата. Дополнением к Корану служили сборники судебных решений Мухаммеда (сунна) и толкования авторитетных мусульманских юристов (фатва). К этой группе источников мусульманского права относились предания (хадисы), заключения и решения собраний законоведов. В том случае, если для решения данного дела отсутствовали ясные указания в вышеуказанных источниках, то применяли нормы обычаев (адат). Каждый акт верховной власти (канун) не должен был противоречить шариату и являлся обязательным для мусульман. Его неисполнение квалифицировалось как одновременно государственное и религиозное преступление.
Правоспособность мусульман была шире правоспособности иноверцев. Последние ограничивались: в избрании места жительства, профессии, в передвижении.
Нормы гражданского права шариата охраняли имущественные интересы собственника и законного владельца вещи. По мусульманскому праву собственность имеет три признака: 1) исключительность во владении вещью, поскольку единственным ее владельцем является собственник; 2) абсолютность в распоряжении собственностью, состоящей в неограниченном праве пользования вещью; 3) постоянство права собственности. Поэтому в мусульманском праве не существовало права давности на собственность.
Различались следующие способы приобретения собственности: 1) в качестве военной добычи; 2) посредством гражданской сделки; 3) получение по наследству; 4) пожалование верховной власти.
По учению ислама мир делится на страну мусульман и страну "неверных". Согласно этому учению вся земля в мире принадлежит аллаху, как создателю мира, и его посланнику на земле пророку Мухаммеду. В свою очередь она делилась на несколько категорий: государственную, священную (места, где жил пророк), вакф (выделялась школам, богадельням, мусульманским религиозным учреждениям), икта (давалась за службу), частновладельческую и общинную земли. Каждая из них имела свой правовой статус. Завоеванные в "священной войне" против "неверных" мусульманами земли являлись собственностью государства и сдавались крестьянам в аренду. За пользование государственной землей у крестьянина зачастую отбирали половину урожая, а чтобы он не мог уклониться от уплаты, ему на шею вешали свинцовые бирки с указанием его местожительства.
В Мекке и ее окрестностях, где находились святыни мусульманской религии (земля Хадидж), под страхом смертной казни не разрешалось появляться иноверцам, запрещалось уничтожать животных и растения.
По шариату существовали религиозные обязательства, а также обязательства из договоров и причинения вреда. Религиозные обязательства (обеты) носили односторонний характер и содержали заявления о совершении или несовершении каких-либо действий. К ним относились: обещание пожертвовать свое имущество на какие-либо благотворительные цели, отпуск на волю раба и т.п. Не исполнившие это обязательство должны принести искупительную жертву (накормление десяти бедных, трехдневный пост и т.п.). Кроме того, судья может принудить этих лиц к выполнению обета.
Государственная повинность
Глава военного ведомства исходил из принципа содержания в мирное время мобильной и компактной армии, способной в условиях войны быстро развернуться во всю мощь. Милютин не только добился сокращения срока службы солдат, улучшения условий их жизни, отмены "смертобойных шпицрутенов", улучшения боевой подготовки. Он заменил рекрут ...
Финансовая деятельность Ордена и его стремления к
самостоятельным действиям, независимым от светских и духовных феодалов
За тамплиерами закрепилась репутация «банкиров Запада». Их финансовый успех даже представляют как одну из причин гибели ордена: богатство достаточно хорошо сочетается с корыстолюбием и высокомерием, вот только с религиозным служением все это находится в противоречии.[54]
Хотя автор данной работы считает, что в интересах выполнения свое ...
Теория происхождения восточных славян
Историческими и этническими предшественниками восточных славян были племена антов, живших в Приазовье, Причерноморье и Приднепровье в I в. до н. э.
Другое название антов – асы сближается с названием племени роксоланов и с племенным названием «русь» или «рос». Ученые норманнской школы считают, что «русью» называлось одно из скандинавски ...
