Историческая информация » Истории России » Объединение русских земель и образование Московского государства (XIV-начало XVIвв).

Объединение русских земель и образование Московского государства (XIV-начало XVIвв).
Страница 4

В 1480г хан Ахмат решил заставить Русь выплатить дань, поступление которой прекратилось, вероятно, в середине 70х гг. Для этого он собрал огромное войско и, заключив военный союз с литовским князем Казимиром, двинулся к Юго-Западным рубежам Руси. Войска Ивана III под командованием его сына (Ивана Молодшего) и воеводы Даниила Холмского закрыли дорогу татарам, встав на берегу р. Угры - притока Оки. Попытки хана переправится через Угру были отбиты русскими войсками. Не дождавшись помощи со стороны Казимира (его действия были нейтрализованы угрозой набега на Литву войск крымского хана Менгли-Гирея - союзника Ивана III), а также опасаясь ранних холодов, Ахмат отступил.

После этого Орда вскоре окончательно распалась на ряд самостоятельных ханств.

Овдовев, Иван III женился в 1472г во второй раз на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. В правление Ивана III появились символы власти - великокняжеская корона ("шапка Мономаха", якобы доставшаяся киевскому князю Владимиру от его деда - Константина Мономаха), держава и скипетр. Появился титул "государь всея Руси".

Самовластие князя было ограничено традиционными органами управления и нормами права. Сохранялась боярская Дума, которая выполняла совещательные функции. В ее состав входили представители старых московских родов, с середины XVв она стала пополняться за счет великих князей присоединенных земель, позже - князьями, переходившими из Литвы на службу к московскому князю. Огромную роль в управлении страной играла Казна - главное государево хранилище, а кроме того, государственная канцелярия, занимавшаяся помимо прочего и внешнеполитическими вопросами. В Казне начал формироваться штат дьяков - государственных чиновников. В административно-территориальном отношении страна делилась на уезда (обычно в границах бывших княжений). Уезды управлялись боярами-наместниками, получавшими их в награду за прежнюю военную службу. Они кормились с подвластной территории, т.к. получали часть налогов, и назывались кормленщиками. Их деятельность практически не контролировалась из центра. Уделы делились на волости, во главе которых стояли волостели со схожими правами и функциями.

Основной военной силой становилось войско, состоявшее из служилых людей. За выполнение своих служебных обязанностей они получали земельное владение, т.е. "испомещались" на земле - отсюда и термин "помещик".

В 1497г был принят Судебник (68 статей) - первый свод законов единого государства. Он разграничивал компетенцию великокняжеского и боярского судов, определял нормы наказания. Кроме того, вводил общее для всех земель правило, регулирующее выход крестьян от своего феодала (ст 57). В Юрьев день осенний (26 ноября - день святого Георгия), а точнее, за неделю до и неделю после него, крестьянин мог перейти на другие земли, выплатив своему прежнему хозяину "пожилое" - плату за прожитые годы.

[Полный титул Ивана III был таков: "Божьей милостию государь Всея Руси великий князь Владимирский и Московский, Новгородский и Псковский, и Тверской, и Югорский, и Пермский, и Болгарский, и иных земель"]

[В XVв в Новгороде возникла секта стригольников. На голове принимаемого в монахи выстригались крестообразно волосы. Это символизировало, что вера станет крепче, если будет опираться на разум.

В конце XVв в Новгороде, а затем в Москве распространилась ересь жидовствующая (ее зачинателем считали еврейского купца). Еретики отрицали власть священников и требовали равенства всех людей, говорили, что монастыри не имеют права владеть землей и крестьянами.

Иосифляне - последователи Иосифа Волоцкого, основателя Успенского монастыря - резко выступали против еретиков.

Страницы: 1 2 3 4 5


Французское Просвещение.
Идея нравственного возрождения общества политическими методами — придала особое своеобразие Французскому Просвещению, выдающимися представителями которого были Жан Жак Руссо (1712—1778), Шарль Луи Монтескье (1689—1755), Вольтер (1634—1778), Дени Дидро (1783—1784) и др. Французское Просвещение во многом исходило из идей философов XVII в ...

Шариат в Арабском халифате
Основным источником мусульманского права являлся шариат ("праведный путь") совокупность обычаев и законов, где правовые нормы и религиозные догмы сливались воедино. Главным источником в шариате признавался Коран священная книга мусульман, которая по преданию была написана Мухаммедом основателем религии и Арабского халифата. Д ...

Общие пространственные кривые и развертывающиеся поверхности
Применение дифференциальных операций к более общим пространственным образам, как и вообще их аналитическое изучение, последовало сравнительно поздно. В «Исследованиях» Клеро (1731), кроме подкасательной пространственной кривой, встречается лишь формула ds=. Какой-либо прогресс в этом отношении не наблюдается вплоть до выхода двух статей ...