Историческая информация » Эвакуация белой армии в Бизерту

Эвакуация белой армии в Бизерту
Страница 5

Через протоку корабли ввели в круглое Бизертское озеро и подняли на них карантинные флаги. Сообщение с берегом французские власти категорически запретили. Днем и ночью сторожевые корабли несли дозор вокруг эскадры, берег тщательно охранялся сенегальскими стрелками. Это продолжалось почти месяц, после чего экипажам разрешили сообщение с берегом. Так на далеком африканском берегу возникла русская военно-морская колония.

Задача французских властей сводилась к обеспечению минимума расходов на содержание эскадры и в то же время сохранению военных кораблей в боеготовом состоянии, их дальнейшей консервации. Условия жизни, созданные для русских в Тунисе, мало чем отличались от константинопольских (в Турции беженцы и военнослужащие Русской армии располагались в специальных лагерях). Приказом французского вице-адмирала Даррье порядок их схода в город был строго регламентирован. Довольно быстро полнейшее бесправие, безработица и скудный паек стали постоянными спутниками для 5300 русских, обосновавшихся в Тунисе. Врангель вскоре понял, что остатки русского флота так и сгинут на чужбине, потому попытался решить вопрос о переводе хотя бы части кораблей в Варну. Однако безрезультатно.

Здесь, в Тунисе, оказались 33 корабля и судна: линкоры «Генерал Алексеев» и «Георгий Победоносец», крейсеры «Генерал Корнилов» и «Алмаз», эсминцы «Беспокойный», «Гневный», «Дерзкий», «Пылкий», «Поспешный», «Цериго», «Зоркий», «Капитан Сакен», «Звонкий», «Жаркий», подлодки «Буревестник», «Утка», «Тюлень», АГ-22, канонерские лодки «Страж», «Всадник», «Джигит», «Грозный», «Гайдамак», тральщик «Китобой», посыльное судно «Якут», транспорты «Дон», «Добыча», буксир «Голланд», ледокол «Илья Муромец», учебная парусная баркентина «Моряк», спасательное судно «Черномор», транспорт-мастерская «Кронштадт» и недостроенный танкер «Баку». Новый командующий эскадрой контр-адмирал Михаил Андреевич Беренс старался сделать все возможное, чтобы сохранить дисциплину и некоторую боеспособность кораблей.

В Бизерте русские корабли продолжали находиться на положении интернированных с русскими экипажами и под Андреевскими флагами. Миноносцы стояли в бухте Кару-ба, борт к борту, подводные лодки — в соседней бухте. Крейсер «Генерал Корнилов» — на внутреннем рейде, далее — дредноут «Генерал Алексеев».

Моряки собственными силами пытались ремонтировать корабли. В 1921 году и в первой половине 1922 года французы обеспечили доковый ремонт девяти эсминцев, всех подлодок, линкора «Генерал Алексеев», крейсера «Генерал Корнилов». Впервые за последние годы корабельные механизмы и вооружение были тщательно проверены и законсервированы для долговременного хранения. Боеприпасы с кораблей, по требованию французов, были переданы в береговой арсенал Бизерты. Однако выходить в море — хотя бы для практики — экипажи не имели права, корабли продолжали стоять на приколе. Иные из них, как бывший линкор «Георгий Победоносец», постепенно превращались в семейные общежития для офицеров эскадры. Единственным судном, совершавшим «походы» по Бизертскому озеру, была парусно-паровая баркентина «Ксения Александровна», переименованная затем в «Моряк». Восстановленное силами гардемаринов, судно послужило плавучей школой Морского корпуса, который разместился в старинном французском форте Джебель-Кебир.

Между тем время брало свое. Стараясь возместить ущерб, нанесенный в результате поддержки белых, Франция начала прибирать к рукам русские корабли. Уже 4 июля 1921 года была продана плавмастерская «Кронштадт». Оснащенная по последнему слову тогдашней техники, она вошла в строй французского флота под названием «Вулкан». 16 февраля 1924 года ледокол «Илья Муромец» превратился в минный заградитель ВМС Франции «Поллукс». Подобная судьба постигла и пришедшие в апреле 1923 года из Стамбула транспорты «Вера», «Крым», портовые суда «Бельбек», «Днепровец», «Баклан», «Керчь» и др. Теплоход-танкер «Баку», вступивший в строй, также поднял французский триколор и стал именоваться «Лаура». В соглашении между Врангелем и французами оговаривалось, что за счет продажи части судов эмигранты, жившие в тяжелейших условиях, будут получать компенсацию. Но все это осталось на бумаге.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Внешняя политика СССР в годы перестройки
На рубеже 1987–1988 гг.возникает новая внешнеполитическая доктрина, получившая название «новое политическое мышление». Основными принципами нового внешнеполитического курса были: 1) отказ от фундаментального вывода о расколе мира на две противоположные общественно-политические системы; 2) признание этого курса единым и неделимым; 3) ...

Русская Правда.
Повышенное внимание исследователей к этому своду законов объясняется тем, что он составлялся в течение полутора веков, отражая и фиксируя в своих нормах эволюцию древнерусского общества. Известно три редакции Русской Правды: - Краткая Правда, состоящая из Древнейшей Правды, или Правды Ярослава (1016?) и устава Ярославичей (1072?) - Пр ...

Первая Мировая война (1914-1918) и ее военно-политические итоги
Первая мировая война началась 1 августа 1914 г. и охватила своим влиянием 38 государств мира. В нее было втянуто более полутора миллиардов человек. Невиданные но своей численности людские резервы и материальные средства бесперебойно шли на театры военных действий. За годы войны было мобилизовано более 70 млн человек. Человеческая цивили ...