Историческая информация » Эвакуация белой армии в Бизерту

Эвакуация белой армии в Бизерту
Страница 8

Постепенно о печальной судьбе остатков Черноморского флота России, покинувшего родные берега осенью 1920 года, забылось. В официальной советской истории, летописи Военно-Морского Флота страны эта трагическая страница, как правило, отсутствовала. Вспоминать о том, что в Бизерте когда-то была Русская эскадра, было не принято. И даже моряки экипажей боевых кораблей и вспомогательных судов ВМФ СССР, заходивших в этот порт с деловыми визитами и даже ремонтировавшихся здесь, об этом не информировались. Естественно, храм и русское кладбище не посещались.

В самом Тунисе от русской колонии, в конце концов, остался лишь храм Александра Невского да могильные плиты на двух православных кладбищах, многие из которых были разрушены временем и вандалами. Об этом же напоминал русский знак отличия, сохранившийся в семьях эмигрантов и у коллекционеров, — крест для моряков, ушедших в Бизерту, учрежденный приказом Врангеля от 15 января 1921 года. Изготавливался он из железа, покрывался черной краской и имел по всему периметру белую кайму. Надпись «Бизерта» и дата «1920-1921» заливались белой краской. В самом же городе, приютившем русских беженцев, историю, традиции и реликвии эскадры продолжала хранить дочь командира эсминца «Жаркий» Анастасия Александровна Ман-штейн-Ширинская, здравствующая и поныне. Она, несмотря ни на что, надеялась, что когда-то вновь сможет увидеть русские корабли с Андреевскими флагами на мачтах .

О Бизерте и истории ушедшей из Крыма эскадры на официальном и общественном уровнях вспомнили в связи с 300-летием Российского флота. По инициативе президента севастопольской правозащитной ассоциации «Морское собрание» («Моряки и корабли») капитана 2 ранга запаса В. Стефановского был организован Поход памяти. С почетной миссией из Севастополя в Тунис в октябре 1996 года отправилась крейсерская яхта «Петр Великий». 29 октября, спустя 72 года после спуска Андреевского флага, в Бизерте свершился символический акт — здесь вновь был поднят исторический стяг Военно-Морского Флота России. Этот момент можно считать началом общественной реабилитации тех, кто покинул Отечество в конце Гражданской войны. Официальная реабилитация состоялась чуть позже.

По инициативе общественных организаций и при поддержке Посольства Российской Федерации в Тунисе была реализована программа «Миссия Памяти в Бизерте», в соответствии с которой в конце 90-х годов в порядок была приведена часть русского кладбища. По решению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Тунис были направлены священники, в храме возобновилась служба. А в сентябре 2001 года под флагом начальника штаба ЧФ вице-адмирала А. Татаринова с визитом в Бизерту прибыл флагман Черноморского флота России гвардейский ракетный крейсер «Москва».

Моряки-черноморцы посетили исторические места, связанные с пребыванием русских моряков на этой земле, побывали в гостях у А. А. Манштейн-Ширинской. В столице государства, в городе Тунис, на кладбище Боржель состоялась церемония открытия мемориальной плиты на могиле контр-адмирала М. А. Беренса. Одним из инициаторов этого акта увековечения памяти последнего командующего Русской эскадрой стал бывший командующий Черноморским флотом, лидер Российского Морского собрания, директор благотворительного фонда «Москва — Севастополь» адмирал И. В. Касатонов, а изготовил мемориальную плиту известный севастопольский скульптор С. А. Чиж.

Церемония отдания воинских почестей, мероприятия с участием моряков-черноморцев считаются акцией примирения, возвращения из исторического небытия поколению моряков начала XXI века имен их предшественников.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 


«Передышка» и распад Народного фронты
Однако финансовые трудности заставили правительство Блюма объявить «передышку» в осуществлении программы Народного фонта. Казна была пуста. В этих условиях правительству пришлось пойти на девальвацию на 14% французского франка. Левые группы, среди них коммунисты, выдвинули требование «Пусть платят богачи!» Это означало бы переход движе ...

Общественное движение 60-90х гг.
Причины активизации: - переходный характер экономической и социальной структуры - сохранение самодержавия, крупного помещичьего землевладения, сельской общины - форсированное развитие капитализма - обнищание части крестьянства - непоследовательность внутриполитического курса правительства - росло влияние теорий, проникавших с Запад ...

Влияние христианства на жизнь людей
Христианизация Древней Руси протекала противоречиво. Если киевская община, подчиняясь авторитету княжеской власти, приняла новую веру безропотно, то другие регионы, например, Новгород, приходилось крестить огнем и мечом. Язычество еще долго сохраняло свои позиции, особенно в сознании людей. Православная церковь, приспосабливаясь к местн ...