Историческая информация » СССР в Великой Отечественной войне » Нападение Германии на СССР, планы сторон. Начальный период войны, причины поражения

Нападение Германии на СССР, планы сторон. Начальный период войны, причины поражения
Страница 9

С 1942 г. стали появляться крупные литературные произведения, которые даже в это трудное время издавались огромными тиражами. М. Шолохов опубликовал первые главы нового романа «Они сражались за Родину», К. Симонов поведал миру о героическом подвиге защитников Сталинграда в своей повести «Дни и ночи». Стойкость и мужество защитников Москвы прославил А. Бек в повести «Волоколамское шоссе».

Значительное место в творчестве писателей занимали темы героической борьбы советских людей в тылу врага («Радуга» В. Василевской, «Непокоренные» Б. Горбатова), трудового подвижничества работников тыла («Урал в обороне» М. Шагинян, «Огни» А. Караваевой); популярной оставалась историческая тематика («Емельян Пугачев» В. Шишкова, «Багратион» С. Голубова, «Порт-Артур» А. Степанова).

Но особой любовью на фронте и в тылу пользовались поэтические произведения О. Берггольц («Февральский дневник»), К. Симонова («Жди меня»), А. Прокофьева («Россия»). А герой поэмы А. Твардовского «Василий Теркин» стал подлинным любимцем, заняв прочное место в фронтовом фольклоре.

Большую популярность в годы войны приобрел кинематограф. Уже в первые дни войны на фронт выехало более ста съемочных групп, они отсняли тысячи метров пленки, запечатлели самые важные битвы с врагом. Огромный эмоциональный заряд патриотизма и ненависти к врагу несли документальные ленты «Ленинград в борьбе», «Разгром немецких войск под Москвой», «Битва за Севастополь», «Победа на правобережной Украине», «Освобождение советской Белоруссии», «Освобожденная Чехословакия», «Берлин» и др.

Особой популярностью у зрителей, как фронта, так и тыла пользовались «Боевые киносборники», составленные из короткометражных художественных фильмов, созданных крупнейшими мастерами советского кинематографа — В. Пудовкиным, С. Герасимовым, М. Донским, С. Юткевичем. Первый полнометражный художественный фильм военного времени «Машенька» вышел на экраны страны весной 1942 г. В этом же году были созданы фильмы «Парень из нашего города» режиссера А. Столпера, «Секретарь райкома» И. Пырьева. Тема героического характера советского человека, его верности и преданности Родине стала ведущей в фильмах «Зоя», «Радуга», «Нашествие», «Она защищает Родину», «Два бойца». В кинофильмах военной поры снимались выдающиеся советские актеры — Б. Андреев, М. Жаров, Н. Крючков, М. Ладынина, В. Серова, Н. Ужвий, 3. Федорова, Н. Черкасов, Б. Чирков. Как и прежде, весьма любимы народом были фильмы на исторические темы — «Пархоменко», «Кутузов», «Котовский» и др.

Оперативнее всех военная тема была использована в песенном жанре. Подлинным событием не только музыкального искусства, но и всей русской культуры стала песня композитора А. Александрова и поэта В. Лебедева-Кумача «Священная война». Она была впервые исполнена ансамблем песни и пляски Красной Армии на Белорусском вокзале Москвы перед отъезжающими на фронт советскими воинами в первые дни войны.

Шедеврами песенного искусства, сохранившими свою популярность до нашего времени, стали лирические песни В. Соловьева-Седого («Вечер на рейде»), М. Блантера («В лесу прифронтовом»), Н. Богословского («Темная ночь»), К. Листова («Огонек», «Землянка») и др.

В годы войны были созданы замечательные произведения камерной, оперной и симфонической музыки. Потрясающий эффект имела Седьмая симфония Д Шостаковича, написанная и впервые исполненная в блокадном Ленинграде. Великий композитор посвятил свое гениальное творение «нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу Ленинграду».

По мере продвижения гитлеровской армии на восток в стране разворачивалось всенародное сопротивление оккупационным властям. Чтобы сломить советских людей, гитлеровцы в соответствии с планом «Ост» установили в захваченных районах режим кровавого террора. Они замучили и угнали в фашистское рабство несколько миллионов советских граждан. В Германию вывозились оборудование фабрик, заводов, научных учреждений, промышленное и сельскохозяйственное сырье, продовольствие, художественные и исторические ценности. На оккупированных территориях был введен режим принудительного, фактически рабского труда. Повсеместно создавались концентрационные лагеря.

На оккупированных территориях стали возникать партизанские отряды, подпольные группы сопротивления. Их организаторами, как правило, были партийные и советские работники, оставленные в тылу врага специально для этой работы, а также бойцы и командиры Красной Армии, попавшие в окружение.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10


Народы и государства на территории нашей страны в древности.
VII-VIвв до н.э. - основание важнейших греческих колоний в Северном Причерноморье (Ольвия, Херсонес, Боспор) конец V-начало VI вв до н.э. - образование Скифского государства в Северном Причерноморье На территории Северного Причерноморья жили многочисленные кочевые племена, переживавшие стадию разложения первобытно-общинного строя. Наиб ...

Государственная повинность
Глава военного ведомства исходил из принципа содержания в мирное время мобильной и компактной армии, способной в условиях войны быстро развернуться во всю мощь. Милютин не только добился сокращения срока службы солдат, улучшения условий их жизни, отмены "смертобойных шпицрутенов", улучшения боевой подготовки. Он заменил рекрут ...

Архитектура
Площадь собора составляет 1180 м², высота — 41,5 метра. Фасады главного объёма оформлены двенадцатиметровыми четырёхколонными портиками ионического ордера (Рис 5). Завершает здание мощный световой барабан, увенчанный главным куполом (Рис. 6), по углам — четыре главки-колокольни. В северо-западной колокольне установлены башенные час ...