Технологии забытых богов
Страница 5

При раздувании мехов надо было делать строго ритмичные движения. Нажимая одной ногой на один мех, надо было приподнимать другую ногу над другим мехом и в то же время широко раскрывать его особой веревкой. Эта своеобразная система ножных мехов для раздувания огня костра появилась только в эпоху Нового царства в виде своеобразного усовершенствования примитивной литейной техники. На этих же рисунках вслед за плавкой изображено литье. Из того же самого тигля, содержащего теперь уже расплавленный металл, мастера, поддерживая тигель теми же самыми огнеупорными тростями, льют расплавленный металл в формы через ряд небольших воронок.

Здесь же показана готовая продукция - две створки отлитых металлических дверей. Несколько правее на рисунке из гробницы Рехмира представлены трое людей, которые под наблюдением надсмотрщика несут на плечах слитки металла, предназначенные для плавки. Человек, идущий впереди, несет большой кусок металла, за ним следуют двое, которые несут на плечах корзины с грудой более мелких слитков, по-видимому, другого металла.

Поэтому можно предполагать, что здесь перед нами изготовление сплава из двух различных металлов: более ценного и более дешевого. В помещенной тут же надписи поясняется: "Доставка слитков меди, привезенной его величеством после победы над страной Речену для изготовления створок дверей храма Амона в Фивах". Очевидно, что и в данном случае пользовались "азиатской медью", которая была получена в виде военной добычи или дани и считалась медью лучшего качества.

На рисунках XVIII династии мы видим также и полировку металлических предметов. Для этой цели металлический предмет, в данном случае готовый сосуд, закреплялся на косо поставленной палке и полировался при помощи плоских каменных инструментов неясной формы. На различных изображениях этого времени можно наблюдать одинаковые моменты металлургической техники, указывающие на стойкость и неизменность технических навыков в этой отрасли производства. Чисто художественное значение имела гравировка орнамента, рисунков и надписей на поверхности сосудов при помощи резца, по которому ударяли плоским камнем.

На появление в Египте в эту эпоху иноземных художественных изделий или же на факт изготовления металлических изделий, рассчитанных на иностранный средиземноморский рынок, указывает один интересный рисунок в гробнице Ипу-им-Ра: в металлургической мастерской человек, сидящий на корточках, тщательно гравирует поверхность большого сосуда, крышка которого украшена головой быка - символическим и художественным изображением, столь типичным для произведения искусства эгейского круга.

Сохранившиеся в большом количестве бронзовые статуэтки свидетельствуют о широком применении особого способа литья, при котором сперва приготавливали модель данного предмета из песка и золы. Затем эту модель покрывали воском, на который в случае необходимости наносили орнаменты, рисунки или надписи. После этого модель густо облепляли глиной, оставляя в ней лишь небольшое отверстие. Когда глина застывала, через отверстие вливали металл. Растопленный воск пропитывал собой модель, в то время как металл покрывал ее тонким слоем, точно воспроизводя ее форму и гравировку на воске.

Таким образом выливался необходимый предмет, причем модель оставалась внутри него, скрытая как бы внутри металлического футляра. Интересно отметить, что такой оригинальный способ литья по растопленному воску применялся и древними урартами в I тысячелетии до н.э.

Из меди и бронзы в древнем Египте выделывали самые различные вещи: орудия и инструменты (топоры, пилы, мотыги, ножи, молотки); оружие (мечи, кинжалы, боевые топорики-секиры, наконечники копий и стрел); сосуды бытовые и ритуальные; статуэтки богов, царей, священных зверей и множество других художественных и ремесленных, бытовых и ритуальных предметов.

Значительного развития достигла техника изготовления различных металлических сплавов, как на то указывает особый термин: "бронза, состоящая из шести частей". Весьма возможно, что это был сложный металлический сплав, напоминающий по цвету золото или латунь.

К бронзовым сплавам добавлялся иногда и свинец, который мог в древности добываться в областях, непосредственно прилегающих к долине Нила.

Так, месторождения свинца имеются в Джебель-Росас, неподалеку от побережья Красного моря к югу от Косейра, в Ранга, на побережье Красного моря. Древние разработки свинца были обнаружены в Джебель-Барам, в 40 км к востоку от Ассуана.

Добыча свинца не должна была представлять технических трудностей для древних египтян, так как точка плавления свинца не превышает +327° С, в то время как температура плавления золота равняется 1063°С, а меди - еще выше и достигает +1083°С.

До сих пор еще не выяснен вопрос, пользовались ли египтяне в эпоху XVIII династии местным свинцом или доставляли также некоторое количество свинца из соседних стран. Наличие месторождений свинца в Восточной Африке давало им возможность использовать местную руду, однако ни надписи, ни археологические данные не позволяют утверждать это категорически. С другой стороны, на одном барельефе, который может быть отнесен ко времени первой половины XVIII династии, изображены люди, несущие плитки металла. Судя по надписи, здесь изображены азиаты, доставляющие в Египет слитки свинца. Это подтверждается далее и тем, что в "Анналах Тутмоса III" в списке даров, которые фараон жертвует храмам после победоносного возвращения из Азии, значится наряду с другими металлами также и свинец. Из свинцового блеска, иногда в соединении с сурьмой, делали особый состав для подкрашивания бровей, ресниц и век, получивший в древнем Египте широкое распространение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Черные камни Ики
Первые упоминания о находках в этом районе Перу черных камней с изображениями странных животных относятся к XVI веку. Индейский летописец Хуан де Санта Крус Пачакути в своей хронике "Relacion de antique dades d´este reyno del Peru" (1570) писал, что в местности Чинчаюнга (соотносится с современной провинцией Ика) находят ...

Участие вермахта и местного населения в Холокосте
Теперь уже не надо никому доказывать, что самое активное участие в Холокосте в первые месяцы войны приняли части вермахта. Анализ сохранившихся дневников военных действий частей вермахта свидетельствует о том, они были хорошо информированы об уничтожении евреев айнзатцгруппой "В", и во многих местах сами приняли непосредственн ...

Моско́вские Триумфа́льные воро́та
Моско́вские Триумфа́льные воро́та (Рис. 18)— сооружены в 1834—1838 гг. в Санкт-Петербурге по проекту В. П. Стасова в честь победоносного окончания русско-турецкой войны (1828—1829). Расположены на пересечении Московского и Лиговского проспектов, на площади Московские Ворота. В начале XX век средняя колонна была демонтиро ...