Культура XVIII - первой половины XIX в.Страница 7
В английской литературе выделяются имена Дж. Байрона и В. Скотта. Джордж Гордон Байрон (1788-1824) - убежденный защитник политической свободы, был тесно связан с национально-освободительным движением, ему были ненавистны наступившие в Европе реакция и мракобесие. Вынужденный покинуть Англию вследствие травли властями, Байрон сближается с итальянскими карбонариями, принимает участие в освободительной борьбе греческого народа. В центре поэтических произведений Байрона стоит образ мрачного, разочарованного и одинокого героя, который бежит от цивилизованного общества на Восток, туда, где еще сохранились сильные страсти и яркие чувства. Впервые герой Байрона предстает перед нами в поэме "Паломничество Чайльд Гарольда". В так называемых восточных поэмах "Гяур", "Корсар", "Абидосская невеста", "Лара" - герой Байрона обретает активность, ведет борьбу против восточного владыки, деспота и тирана. Сила этих поэм заключается в ненависти к тирании и гнету, в неукротимости общественного протеста. Одно из лучших произведений Байрона - "Дон-Жуан". Автор осуждает феодально-монархический уклад, захватнические войны, несущие страдания человечеству. Он защищает свой идеал, политическую свободу, но осуществить этот идеал, по мнению поэта, можно лишь на лоне природы, вдали от эгоизма и тирании цивилизованного общества.
Выдающийся шотландский писатель Вальтер Скотт (1771-1832) был современником романтизма. С романтиками его сближает интерес к средневековью. В начале своей творческой деятельности он выступил как собиратель шотландского фольклора, затем как автор романтических поэм. Но в дальнейшем Вальтер Скотт перешел к прозе, и с этого времени его творчество в основе своей носит реалистический характер. Великая заслуга Вальтера Скотта состояла в том, что он внес в литературу принцип историзма, написал целый ряд блестящих исторических романов. В них перед читателями предстает картина борьбы противоречивых и сложных интересов различных социальных групп, партий, религиозных сект. Его исторические романы позволяли лучше понять современные проблемы.
Видное место во французской литературе занимает творчество Гюго, Стендаля и Бальзака.
Виктор Гюго (1802-1885) прошел сложный путь становления как писатель. Молодой Гюго выс- - тупил в литературе со сборником "Оды и другие стихотворения" (1822), в котором воспевал лилии Бурбонов и католическое благочестие, но скоро он порывает с этими мотивами и с середины 20-х годов становится сторонником либерально-демократических идей. В 1831 г. Гюго пишет роман "Собор Парижской богоматери". Мрачный облик собора символ феодального средневековья, царства гнета и фанатизма. Но собор влечет к себе писателя и как великолепный памятник искусства, созданный гением людей. Жизнь, изображенная в романе, насыщена социальными контрастами.
Гюго прошел сложный путь политической эволюции, он восторженно встретил революцию 1830 г. и долгое время симпатизировал режиму Июльской монархии. Только после революции 1848 г. писатель стал республиканцем. Гюго решительно выступил против преступной авантюры Луи Бонапарта, захватившего власть во Франции. Этим событиям посвящена его книга "История одного преступления". Вынужденный покинуть Францию, Гюго в течение 19 лет находился в изгнании. В этот период он выступает как активный политический борец против реакции: пытается спасти от смертной казни Джона Брауна, протестует против захватнической политики Англии и Франции, защищает на страницах герценовского "Колокола" польскую независимость. В изгнании Гюго создал романы "Отверженные", "Труженики моря", "Человек, который смеется". Особое значение имеет роман "Отверженные", затрагивающий самые острые проблемы XIX века. В своем последнем романе "Девяносто третий год" (1874) Виктор Гюго осуждает терpop и насилие, выступает поборником гуманизма и милосердия.
Начало человеческой жизни. Древнейшие жители.
Первые следы человеческого обитания на территории современной Украины появились примерно 150 тыс. лет тому назад. У первого человека, пришедшего на берега Черного моря с Кавказа или, быть может, с Балкан, был маленький мозг, низкий лоб, массивная челюсть и большие зубы. Зато он крепко стоял на своих двоих и уже многое умел делать освобо ...
Общественный строй Римской империи в период
принципата
Различия в положении свободных людей, установленные в древний период, исчезают. Верхушку класса рабовладельцев составляли два сословия. Нобили превратились при императоре Августе (I в. до н.э.) в сенаторское сословие, пополнявшееся за счет людей, выдвинувшихся на государственной службе. В сословие всадников вошли достаточно богатое люди ...
Структура вавилонского общества
во время правления царя Хаммурапи
Вавилонское общество состояло из свободных людей - авилум, рабов - вардум и, занимавших промежуточное положение царских людей - мушкенум. Внутри класса свободных общинников, авилумов, существовало сильное имущественное расслоение - от царя, высших чиновников и жречества, которым принадлежала основная часть земли, до бедных крестьян и ре ...