Историческая информация » Культура XVIII - первой половины XIX в.

Культура XVIII - первой половины XIX в.
Страница 10

В "Ревизоре" (1836) Гоголь выступает как продолжатель традиций Фонвизина и Грибоедова. Писатель беспощадно разоблачает чиновную камарилью, ее беззакония и произвол. Сатира Гоголя точна и неподражаема. Его комедия написана на многие времена, и живущие в конце XX века без особого напряжения узнают себя и окружающих людей в героях бессмертного произведения Гоголя.

Величайшее создание писателя - "Мертвые души" (1842-1852). Само название книги имеет не только прямой, но и символический смысл. Гоголь изображает целую галерею представителей помещичьей России, воплощающих различные формы паразитизма. Его произведение названо поэмой, и это название только отчасти звучит иронически. Оно дышит своеобразным поэтическим пафосом, который вырастает из сознания огромных сил народа, из предчувствия его великого исторического будущего. Все это находит свое выражение в лирических отступлениях, являющихся существенным элементом повествовательной манеры Гоголя.

5. Основные направления развития живописи и архитектуры.

Живописи, скульптуре, графике и архитектуре выпала исключительно важная и яркая роль в развитии мировой художественной культуры конца XVIII - начала ХГХ в. Французский художник Эжен Делакруа (1798-1863) в поисках наиболее драматических ситуаций, позволяющих раскрыть максимальные возможности человеческой воли, благородства и героизма, обратился не только к литературным образам Данте, Шекспира, Байрона, Вальтера Скотта, но и к животрепещущей злободневной современности в ее наиболее мятежных и свободолюбивых проявлениях. Его творчество пронизано мечтой о человеческой свободе и страстным протестом против угнетения и насилия. В картине "Резня на Хиосе", впервые выставленной в 1824 году, он изобразил один из трагических эпизодов борьбы греческого народа против турецкого ига. Написанная под впечатлением революции 1830 г., его картина "Свобода, ведущая народ" раскрыла пафос борьбы за свободу. Делакруа по праву считается создателем исторической живописи нового времени. Его интересовала сама сущность исторического процесса, столкновения больших Масс людей, неповторимый в своей конкретной реальности дух времени. Лучшая из его исторических картин - "Вступление крестоносцев в Константинополь".

К середине XIX века романтизм во Франции привлекал внимание художников к проблемам национального своеобразия, прививал им глубокий интерес не только к жизни народа, но и к родной природе. Постепенно освобождаясь от первоначального тяготения к необычным эффектам природы, пейзажисты так называемой "Барбизонской школы" (по имени деревни, где многие из них часто работали) стали раскрывать прекрасное в самых простых и обыденных, связанных с повседневной жизнью и трудом народа, уголках страны. Пейзажи лидеров "барбизонцев" Теодора Руссо, Шарля Добиньи по существу впервые утвердили во французском искусстве восхищение реальной природой, подготовив еще более высокий расцвет искусства пейзажа. В работе над пейзажем середины века наряду с "барбизонцами" очень большую роль сыграл Камиль Коро. Стремление к классической ясности композиции у него сочеталось с живым чувством поэтической гар - монии мира, тонких созвучий природы и движений человеческой Расцвет английской живописи начался с середины XVIII века во времена Хогартан Гейнсборо.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Политика Александра на завоёванных территориях. Её эволюция.
В этой главе мы рассмотрим лишь один (наиболее важный, как нам представляется) аспект политики Александра на завоёванных территориях. Это меры, предпринимаемые для создание социальной опоры власти македонского царя. Мы не рассматриваем здесь религиозную политику Александра, хотя она и имела важное значение в деле укрепления власти макед ...

Художественная и духовная жизнь страны в 80-90-е годы
За годы перестройки произошли принципиальные изменения во взаимоотношениях художественной культуры с властью и обществом. С одной стороны, литература и искусство избавились от идеологического диктата, с другой – художественные произведения перестали играть роль единственного «клапана» для выхода социальных настроений. В первые перестрое ...

Битва за Москву
Упорное сопротивление Красной армии под Смоленском, Ленинградом, Киевом, Одессой, на многих других участках фронта не позволило осуществить планы немецкого командования по захвату Москвы к началу осени. В ходе Смоленского сражения немецкие войска впервые были вынуждены временно перейти к обороне. Лишь после окружения крупных сил (665 ты ...