Историческая информация » Культура XVIII - первой половины XIX в.

Культура XVIII - первой половины XIX в.
Страница 10

В "Ревизоре" (1836) Гоголь выступает как продолжатель традиций Фонвизина и Грибоедова. Писатель беспощадно разоблачает чиновную камарилью, ее беззакония и произвол. Сатира Гоголя точна и неподражаема. Его комедия написана на многие времена, и живущие в конце XX века без особого напряжения узнают себя и окружающих людей в героях бессмертного произведения Гоголя.

Величайшее создание писателя - "Мертвые души" (1842-1852). Само название книги имеет не только прямой, но и символический смысл. Гоголь изображает целую галерею представителей помещичьей России, воплощающих различные формы паразитизма. Его произведение названо поэмой, и это название только отчасти звучит иронически. Оно дышит своеобразным поэтическим пафосом, который вырастает из сознания огромных сил народа, из предчувствия его великого исторического будущего. Все это находит свое выражение в лирических отступлениях, являющихся существенным элементом повествовательной манеры Гоголя.

5. Основные направления развития живописи и архитектуры.

Живописи, скульптуре, графике и архитектуре выпала исключительно важная и яркая роль в развитии мировой художественной культуры конца XVIII - начала ХГХ в. Французский художник Эжен Делакруа (1798-1863) в поисках наиболее драматических ситуаций, позволяющих раскрыть максимальные возможности человеческой воли, благородства и героизма, обратился не только к литературным образам Данте, Шекспира, Байрона, Вальтера Скотта, но и к животрепещущей злободневной современности в ее наиболее мятежных и свободолюбивых проявлениях. Его творчество пронизано мечтой о человеческой свободе и страстным протестом против угнетения и насилия. В картине "Резня на Хиосе", впервые выставленной в 1824 году, он изобразил один из трагических эпизодов борьбы греческого народа против турецкого ига. Написанная под впечатлением революции 1830 г., его картина "Свобода, ведущая народ" раскрыла пафос борьбы за свободу. Делакруа по праву считается создателем исторической живописи нового времени. Его интересовала сама сущность исторического процесса, столкновения больших Масс людей, неповторимый в своей конкретной реальности дух времени. Лучшая из его исторических картин - "Вступление крестоносцев в Константинополь".

К середине XIX века романтизм во Франции привлекал внимание художников к проблемам национального своеобразия, прививал им глубокий интерес не только к жизни народа, но и к родной природе. Постепенно освобождаясь от первоначального тяготения к необычным эффектам природы, пейзажисты так называемой "Барбизонской школы" (по имени деревни, где многие из них часто работали) стали раскрывать прекрасное в самых простых и обыденных, связанных с повседневной жизнью и трудом народа, уголках страны. Пейзажи лидеров "барбизонцев" Теодора Руссо, Шарля Добиньи по существу впервые утвердили во французском искусстве восхищение реальной природой, подготовив еще более высокий расцвет искусства пейзажа. В работе над пейзажем середины века наряду с "барбизонцами" очень большую роль сыграл Камиль Коро. Стремление к классической ясности композиции у него сочеталось с живым чувством поэтической гар - монии мира, тонких созвучий природы и движений человеческой Расцвет английской живописи начался с середины XVIII века во времена Хогартан Гейнсборо.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Основные этапы формирования многопартийности в Украине в середине 70-х - середине 80-х гг.
Подписание в 1975 г. о Хельсинки документа по безопасности и сотрудничеству в Европе, взятые СССР в связи с этим обязательства стимулировали дальнейшее развитие политического плюрализма, хотя оно проходило в условиях беспрецедентного давления со стороны КПСС и государственных органов. Во второй половине 70-х, а также в 80-е гг. возникл ...

Культура, быт, обычаи и верования славян
Развитие духовной культуры и верований древних восточных славян, живших на современной территории Украины, было тесно связано с их хозяйственной деятельностью. Значительное место в жизни восточных славян занимали многочисленные обрядовые праздники, посвященные наступлению весны и началу полевых работ (веснянки), летнему солнцестоянию (И ...

Пусть из варяг в греки
Киевская Русь возникла на торговом пути "из варяг в греки" на землях восточнославянских племен — словенов (новгородцев), кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей. Путь "из варяг в греки ", название водного торгового пути в Киевской Руси, связывавшего Северную Русь с Юж ...