Историческая информация » Культура XVIII - первой половины XIX в.

Культура XVIII - первой половины XIX в.
Страница 14

Одним из величайших национальных гениев немецкого народа является Людвиг вон Бетховен (1770-1827). Значительную часть своей жизни он провел в Вене. Мировое значение Бетховена обусловлено тем, что в его произведениях отражены великие прогрессивные идеи свободы и братства народов, вера в возможности человека. Важнейшее место в творчестве Бетховена занял симфонический жанр, которому присуще выражение активного движения, деятельности, борьбы. В трех из девяти симфоний Бетховена (третьей, пятой, девятой) ярко воплощен дух героической освободительной борьбы.

Дух героического действенного симфонизма проникает и в другие жанры творчества Бетховена. Велики заслуги Бетховена в развитии фортепианной сонаты. Такие его сонаты, как "Патетическая", "Аппассионата", "Аврора", по яркости музыкальных образов, действенности их развития, по своим масштабам приближаются к симфониям. Поздние произведения Бетховена выражают глубокие философские раздумья великого художника о грядущих судьбах человечества.

В творчестве Роберта Шумана (1810-1856) проявились особенности романтического искусства. В области фортепианной музыки значение Шумана особенно велико. В "Карнавале" - цикле программных фортепианных пьес - он проявил себя как великий мастер острой и точной музыкально-психологической характеристики. Шуман создал много пьес на слова Гейне, Шамиссо, Бернса. Лучшим его вокальным произведением является цикл на слова Гейне "Любовь поэта", передающий тончайшие оттенки чувства - от светлой лирики до трагического пафоса.

Великий немецкий композитор XIX века Рихард Вагнер (1813-1883) отразил в своем творчестве как стремления лучшей части своего поколения, так и крушение надежд и разочарование в прежних идеалах. Его творческим идеалом была "музыкальная драма", в которой музыка и действие составляли единое целое. Наиболее известное его произведение-тетралогия "Кольцо Нибелунга". Одновременно Вагнер создал музыкальные драмы "Тристан и Изольда" и "Нюрнбергские мейстерзингеры". Творчество Вагнера оказало огромное влияние на музыку последующего периода.

Крупнейший представитель французской музыки XIX века Гектор Берлиоз (1803-1869) стал создателем программного симфонизма во Франции. В значительнейшем произведении Берлиоза - "Фантастической симфонии" (1830) - воплощен образ романтического героя с его бурными страстями, пылкими надеждами и горькими разочарованиями. Особую выразительность в сочинениях Берлиоза получает оркестр, который композитор обогатил новыми красочными сочетаниями.

Композиторов лирической оперы более всего привлекали психологические переживания героев, а особенно героинь. В опере Шарля Гуно "Фауст" (1859) на первом плане оказался образ любящей и покинутой Маргариты.

Заметный след в истории французской и европейской музыки оставили композиторы Бизе, Массне, Оффенбах, Мейербер и другие.

Вершиной итальянской оперной школы явилось творчество Джузеппе Верди (1813-1901), композитора, наиболее тесно связанного с национально-освободительным движением, в котором он принимал и личное участие. Уже в ранних операх, относящихся к 40-м годам ("Набукко", "Ломбардцы", "Битва при Леньяно"), Верди отдает предпочтение историко-героической тематике, выдвигая на первый план народные хоровые сцены. Некоторые его оперные хоры стали гимнами национального движения. Верди уделял значительное внимание вопросам драматургии, был весьма взыскателен в выборе литературного первоисточника для оперы; 50-е годы - период его полной зрелости как композитора-реалиста. В трех операх - "Риголетто", "Травиата" и "Трубадур", Верди проявляет себя как художник-гуманист, смело поднимающий голос против социальной несправедливости. Сочетание мелодического богатства и декламационной выразительности, глубокое знание законов драматургии, в частности, блестящее использование музыкально-драматических контрастов обеспечили этим операм длительный и прочный успех.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15


Тарутинский марш-маневр.
Оставив столицу, русская армия по Рязанской дороге дошла до Москвы-реки, перешла на правый ее берег и, круто свернув на запад, двинулась вдоль реки Пахры на Подольск и далее на старую Калужскую дорогу. Никто в армии, кроме корпусных командиров не знал направления движения. На Рязанской дороге был оставлен казачий отряд. Его рьяно пре ...

Великая Отечественная война 1941-1945гг.
22 июня 1941г началось наступление Германии на СССР. Основной удар пришелся на северо-западные, западные и юго-западные районы страны. 23 июня для стратегического руководства вооруженными силами была создана Ставка Главного командования во главе с наркомом обороны С.К.Тимошенко (впоследствии Ставка Верховного Главнокомандования во главе ...

Французское Просвещение.
Идея нравственного возрождения общества политическими методами — придала особое своеобразие Французскому Просвещению, выдающимися представителями которого были Жан Жак Руссо (1712—1778), Шарль Луи Монтескье (1689—1755), Вольтер (1634—1778), Дени Дидро (1783—1784) и др. Французское Просвещение во многом исходило из идей философов XVII в ...