Историческая информация » Культура XVIII - первой половины XIX в.

Культура XVIII - первой половины XIX в.
Страница 14

Одним из величайших национальных гениев немецкого народа является Людвиг вон Бетховен (1770-1827). Значительную часть своей жизни он провел в Вене. Мировое значение Бетховена обусловлено тем, что в его произведениях отражены великие прогрессивные идеи свободы и братства народов, вера в возможности человека. Важнейшее место в творчестве Бетховена занял симфонический жанр, которому присуще выражение активного движения, деятельности, борьбы. В трех из девяти симфоний Бетховена (третьей, пятой, девятой) ярко воплощен дух героической освободительной борьбы.

Дух героического действенного симфонизма проникает и в другие жанры творчества Бетховена. Велики заслуги Бетховена в развитии фортепианной сонаты. Такие его сонаты, как "Патетическая", "Аппассионата", "Аврора", по яркости музыкальных образов, действенности их развития, по своим масштабам приближаются к симфониям. Поздние произведения Бетховена выражают глубокие философские раздумья великого художника о грядущих судьбах человечества.

В творчестве Роберта Шумана (1810-1856) проявились особенности романтического искусства. В области фортепианной музыки значение Шумана особенно велико. В "Карнавале" - цикле программных фортепианных пьес - он проявил себя как великий мастер острой и точной музыкально-психологической характеристики. Шуман создал много пьес на слова Гейне, Шамиссо, Бернса. Лучшим его вокальным произведением является цикл на слова Гейне "Любовь поэта", передающий тончайшие оттенки чувства - от светлой лирики до трагического пафоса.

Великий немецкий композитор XIX века Рихард Вагнер (1813-1883) отразил в своем творчестве как стремления лучшей части своего поколения, так и крушение надежд и разочарование в прежних идеалах. Его творческим идеалом была "музыкальная драма", в которой музыка и действие составляли единое целое. Наиболее известное его произведение-тетралогия "Кольцо Нибелунга". Одновременно Вагнер создал музыкальные драмы "Тристан и Изольда" и "Нюрнбергские мейстерзингеры". Творчество Вагнера оказало огромное влияние на музыку последующего периода.

Крупнейший представитель французской музыки XIX века Гектор Берлиоз (1803-1869) стал создателем программного симфонизма во Франции. В значительнейшем произведении Берлиоза - "Фантастической симфонии" (1830) - воплощен образ романтического героя с его бурными страстями, пылкими надеждами и горькими разочарованиями. Особую выразительность в сочинениях Берлиоза получает оркестр, который композитор обогатил новыми красочными сочетаниями.

Композиторов лирической оперы более всего привлекали психологические переживания героев, а особенно героинь. В опере Шарля Гуно "Фауст" (1859) на первом плане оказался образ любящей и покинутой Маргариты.

Заметный след в истории французской и европейской музыки оставили композиторы Бизе, Массне, Оффенбах, Мейербер и другие.

Вершиной итальянской оперной школы явилось творчество Джузеппе Верди (1813-1901), композитора, наиболее тесно связанного с национально-освободительным движением, в котором он принимал и личное участие. Уже в ранних операх, относящихся к 40-м годам ("Набукко", "Ломбардцы", "Битва при Леньяно"), Верди отдает предпочтение историко-героической тематике, выдвигая на первый план народные хоровые сцены. Некоторые его оперные хоры стали гимнами национального движения. Верди уделял значительное внимание вопросам драматургии, был весьма взыскателен в выборе литературного первоисточника для оперы; 50-е годы - период его полной зрелости как композитора-реалиста. В трех операх - "Риголетто", "Травиата" и "Трубадур", Верди проявляет себя как художник-гуманист, смело поднимающий голос против социальной несправедливости. Сочетание мелодического богатства и декламационной выразительности, глубокое знание законов драматургии, в частности, блестящее использование музыкально-драматических контрастов обеспечили этим операм длительный и прочный успех.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15


Из истории двух государств
Со времён Рюрика оба берега реки Невы принадлежали Великому Новгороду. К 1054 году финские племена, населявшие всю современную территорию Финляндии, платили дань Древнерусскому государству. В 1610 -1611 гг., шведам удалось захватить русские земли на обоих берегах Невы. Однако спустя 100 лет Петр Великий вернул России территории на Карел ...

Падение Севастополя
Так закончилась севастопольская эпопея. Она вписана славной страницей в историю русского народа. Такова диалектика исторического развития: Крымская война была несправедливой со стороны России, но не народ затеял ее. Поскольку же война была затеяна и враги пришли на русскую землю, русские люди, защищая отчизну, совершали чудеса героизма. ...

Рост материального благосостояния народа
Забота о повышении материального благосостояния советского народа оставалась народилась главной задачей Коммунистической партии и Советского правительства. Ни одна предыдущая пятилетка не знает такого размаха жилищного строительства, как этот период. В городах и рабочих поселках было построено 4,2 миллиона квадратных метров жилой площад ...