Историческая информация » История Беломорканала » Строительство Беломорско - Балтийского канала. ББК в 1930 - е годы

Строительство Беломорско - Балтийского канала. ББК в 1930 - е годы
Страница 4

По воспоминаниям заключенного, имя которого осталось неизвестным, на строительстве Беломорканала нередко выступали досрочно освобожденные "передовики", которые "по бумажке" читали заявления, подобные следующему: "Я всю жизнь воровал, из тюрем не вылезал, и вот спасибо Советской власти, спасибо товарищу Сталину, которые научили меня честно трудиться и стать полезным человеком. Я решил остаться в родной бригаде еще на месяц, чтобы доказать всем гадам, врагам народа, что никакие их вредительства не помешают нам, рабочему классу, успешно выполнить план и закончить великую стройку коммунизма - наш родной Беломорканал! Я призываю всех не терять бдительности и разоблачать вредителей, которые и здесь притаились и хотели сорвать наши планы. Да здравствует товарищ Сталин! Да здравствует наш начальник стройки, товарищ Рапопорт!"

В строительстве канала принимало участие около 280 тысяч заключенных, из которых около 100 тысяч умерло.

Грубая физическая сила сама по себе не могла привести к успеху в сложном гидротехническом строительстве. Требовался точный конструкторский и инженерный расчет. Для этого искали по всей стране, арестовывали и забирали в лагерь на строительство любых необходимых здесь специалистов. Инженер-путеец в третьем поколении, представитель знатного российского рода Вяземских Орест Валерьянович Вяземский вспоминал, как после ареста, на следствии он спросил у следователя, в чем конкретно его обвиняют. "Вы не были советским человеком", - ответил следователь НКВД. «Да, -соглашается Вяземский. - Я не люблю собраний, не читаю советских газет и не хожу на митинги. Значит, я не советский человек». И этого оказалось достаточным, чтобы Вяземского приговорили к пяти годам заключения в лагере.

После завершения работ на строительстве Беломорского канала О. В. Вяземского, как и других проектировщиков и инженеров наградили орденом и выпустили из лагеря.

Другой инженер К. М. Зубрик, также ставший орденоносцем и получивший известность оригинальными конструктивными разработками на Беломорском канале, в течение полутора лет после ареста (декабрь 1930 года) не знал своего приговора и даже срока, который ему назначено провести в лагере. Ему забыли сообщить. Для НКВД это было неважным. И только в июне 1932 года по запросу жены он узнал, за что и на какой срок осужден. К. М. Зубрик также получил орден и был освобожден из заключения сразу же по завершении строительства Беломорско-Балтийского канала.

По указанию И.В.Сталина канал длиной в 227 км должен был быть построен за двадцать месяцев - с сентября 1931 г. по апрель 1933 г. (для сравнения: Панамский канал длиной 80 км строился 28 лет, Суэцкий канал длиной 160 км - 10 лет).В рекордно короткие сроки были построены более 100 сложных инженерных сооружений, проложено 2,5 тысячи км железнодорожных путей. В сооружениях канала применялись главным образом местные недефицитные строительные материалы: дерево, камень, грунт, торф.

В мае 1933 г. Г. Г. Ягода докладывал И. В. Сталину о готовности Беломорканала. Строительство завершилось 20 июня 1933 года, канал был назван «каналом имени Сталина». В июле этого же года И. В. Сталин, К. Е. Ворошилов и С. М. Киров совершают прогулку на катере по новому рукотворному водному пути.

Сталин остался доволен. Начальство ОГПУ в полном составе было награждено орденами.

В связи с окончанием строительства Беломоро-Балтийского водного пути ЦИК СССР постановил досрочно и без всяких ограничений освободить значительное число заключенных, "особо проявивших себя ударниками, имеющих особые заслуги по указанному строительству". Никогда более подобной практики массового освобождения заключенных в СССР не применяли.

Официальное открытие канала состоялось 5 августа 1933.

Открытие канала сопровождалось мощной информационной кампанией. Газеты, такие как «Правда» или «Известия», публиковали тематические статьи, пропагандистские карикатуры и портреты работников. Советская пропаганда подавала опыт строительства ББК как «первый в мире опыт перековки трудом самых закоренелых преступников-рецидивистов и политических врагов».

Летом 1933 года, незадолго до открытия, ББК посетила группа из 120-ти писателей и художников во главе с Максимом Горьким (среди них были такие известные писатели, как Алексей Толстой, Михаил Зощенко, Виктор Шкловский, Ильф и Петров, Бруно Ясенский, Валентин Катаев, Вера Инбер, Д. П. Святополк-Мирский и другие) для ознакомления с чудом социалистической экономики. Писатели осуществили путешествие пароходом по недостроенному каналу, посетили специально подготовленные к визиту лагеря, общались с заключенными, которые, конечно же, хвалили партию и великого вождя за предоставленную им возможность искупить свою вину ударным трудом на великой стройке, с руководителями сооружения объекта, совершили прогулки по каналу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Внутренняя политика России первой четверти XIXв.
1801-1825гг - правление Александра I 1 января 1810г - учреждение Государственного совета 14 декабря 1825г - восстание декабристов на Сенатской площади Особенности: - начало разложения крепостнической системы - нарастание различий в общественном и экономическом развитии России и стран Запада - активная внешняя политика - политизаци ...

Характеристика Конституции 1977 г. . Новеллы и структура Конституции 1977 г.
Конституция СССР 1977 г. готовилась на началах, с одной стороны, преемственности по отношению к предшествующим основным законам, с другой стороны - новизны по сравнению с ними. Такова была официальная ее оценка, в частности, майским (1977 г) пленумом ЦК КПСС, рассмотревшим проект Конституции и давшим решающий толчок ее обсуждению и прин ...

Приложения
Приложение Таблица 1. Среднемесячная численность действующих советских войск Наименование фронтов и армий Всего военнослужащих Период Северо-западный фронт 422640 Декабрь 1939 – март 1940г. 7я армия Сев. – Зап. фронта 254290 Декабрь 1939 – март 1940г. 13я армия Сев. – Зап. фронта 145640 Январь ...