Строительство Беломорско - Балтийского канала. ББК в 1930 - е годыСтраница 4
По воспоминаниям заключенного, имя которого осталось неизвестным, на строительстве Беломорканала нередко выступали досрочно освобожденные "передовики", которые "по бумажке" читали заявления, подобные следующему: "Я всю жизнь воровал, из тюрем не вылезал, и вот спасибо Советской власти, спасибо товарищу Сталину, которые научили меня честно трудиться и стать полезным человеком. Я решил остаться в родной бригаде еще на месяц, чтобы доказать всем гадам, врагам народа, что никакие их вредительства не помешают нам, рабочему классу, успешно выполнить план и закончить великую стройку коммунизма - наш родной Беломорканал! Я призываю всех не терять бдительности и разоблачать вредителей, которые и здесь притаились и хотели сорвать наши планы. Да здравствует товарищ Сталин! Да здравствует наш начальник стройки, товарищ Рапопорт!"
В строительстве канала принимало участие около 280 тысяч заключенных, из которых около 100 тысяч умерло.
Грубая физическая сила сама по себе не могла привести к успеху в сложном гидротехническом строительстве. Требовался точный конструкторский и инженерный расчет. Для этого искали по всей стране, арестовывали и забирали в лагерь на строительство любых необходимых здесь специалистов. Инженер-путеец в третьем поколении, представитель знатного российского рода Вяземских Орест Валерьянович Вяземский вспоминал, как после ареста, на следствии он спросил у следователя, в чем конкретно его обвиняют. "Вы не были советским человеком", - ответил следователь НКВД. «Да, -соглашается Вяземский. - Я не люблю собраний, не читаю советских газет и не хожу на митинги. Значит, я не советский человек». И этого оказалось достаточным, чтобы Вяземского приговорили к пяти годам заключения в лагере.
После завершения работ на строительстве Беломорского канала О. В. Вяземского, как и других проектировщиков и инженеров наградили орденом и выпустили из лагеря.
Другой инженер К. М. Зубрик, также ставший орденоносцем и получивший известность оригинальными конструктивными разработками на Беломорском канале, в течение полутора лет после ареста (декабрь 1930 года) не знал своего приговора и даже срока, который ему назначено провести в лагере. Ему забыли сообщить. Для НКВД это было неважным. И только в июне 1932 года по запросу жены он узнал, за что и на какой срок осужден. К. М. Зубрик также получил орден и был освобожден из заключения сразу же по завершении строительства Беломорско-Балтийского канала.
По указанию И.В.Сталина канал длиной в 227 км должен был быть построен за двадцать месяцев - с сентября 1931 г. по апрель 1933 г. (для сравнения: Панамский канал длиной 80 км строился 28 лет, Суэцкий канал длиной 160 км - 10 лет).В рекордно короткие сроки были построены более 100 сложных инженерных сооружений, проложено 2,5 тысячи км железнодорожных путей. В сооружениях канала применялись главным образом местные недефицитные строительные материалы: дерево, камень, грунт, торф.
В мае 1933 г. Г. Г. Ягода докладывал И. В. Сталину о готовности Беломорканала. Строительство завершилось 20 июня 1933 года, канал был назван «каналом имени Сталина». В июле этого же года И. В. Сталин, К. Е. Ворошилов и С. М. Киров совершают прогулку на катере по новому рукотворному водному пути.
Сталин остался доволен. Начальство ОГПУ в полном составе было награждено орденами.
В связи с окончанием строительства Беломоро-Балтийского водного пути ЦИК СССР постановил досрочно и без всяких ограничений освободить значительное число заключенных, "особо проявивших себя ударниками, имеющих особые заслуги по указанному строительству". Никогда более подобной практики массового освобождения заключенных в СССР не применяли.
Официальное открытие канала состоялось 5 августа 1933.
Открытие канала сопровождалось мощной информационной кампанией. Газеты, такие как «Правда» или «Известия», публиковали тематические статьи, пропагандистские карикатуры и портреты работников. Советская пропаганда подавала опыт строительства ББК как «первый в мире опыт перековки трудом самых закоренелых преступников-рецидивистов и политических врагов».
Летом 1933 года, незадолго до открытия, ББК посетила группа из 120-ти писателей и художников во главе с Максимом Горьким (среди них были такие известные писатели, как Алексей Толстой, Михаил Зощенко, Виктор Шкловский, Ильф и Петров, Бруно Ясенский, Валентин Катаев, Вера Инбер, Д. П. Святополк-Мирский и другие) для ознакомления с чудом социалистической экономики. Писатели осуществили путешествие пароходом по недостроенному каналу, посетили специально подготовленные к визиту лагеря, общались с заключенными, которые, конечно же, хвалили партию и великого вождя за предоставленную им возможность искупить свою вину ударным трудом на великой стройке, с руководителями сооружения объекта, совершили прогулки по каналу.
СССР во второй половине 1940-х – начале 1950-х гг
Основной тенденцией в экономике СССР в годы войны был перевод промышленности на военные рельсы, но уже с 1943 г.
начинается постепенное восстановление хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации. Поскольку в ходе Великой Отечественной войны страна потеряла приблизительно 1/3 своего национального богатства (было разрушено 1 ...
Попытка государственного переворота в августе 1991 г. и ре-
акция на нее в Украине.
1. Предпосылки попытки государственного переворота.
В начале 90-х гг. идея национального суверенитета охватила широкие общественные слои, в том числе и в Украине. Стараясь предотвратить распад советской империи, президент СССР М. Горбачев назначил на 20 августа 1991 г. процедуру подписания нового Союзного догово ...
Экономические взгляды Ермолая-Еразма
Среди церковной литературы, защищавшей интересы поместного дворянства, известный интерес представляют работы бывшего священника московской дворцовой церкви Ермолая-Еразма (середина XVI в:) Большая часть, его произведений посвящена богословию и нравственности, но в них ставились и социальные вопросы. Он был противником боярских центробеж ...
