Историческая информация » История Беломорканала » Строительство Беломорско - Балтийского канала. ББК в 1930 - е годы

Строительство Беломорско - Балтийского канала. ББК в 1930 - е годы
Страница 4

По воспоминаниям заключенного, имя которого осталось неизвестным, на строительстве Беломорканала нередко выступали досрочно освобожденные "передовики", которые "по бумажке" читали заявления, подобные следующему: "Я всю жизнь воровал, из тюрем не вылезал, и вот спасибо Советской власти, спасибо товарищу Сталину, которые научили меня честно трудиться и стать полезным человеком. Я решил остаться в родной бригаде еще на месяц, чтобы доказать всем гадам, врагам народа, что никакие их вредительства не помешают нам, рабочему классу, успешно выполнить план и закончить великую стройку коммунизма - наш родной Беломорканал! Я призываю всех не терять бдительности и разоблачать вредителей, которые и здесь притаились и хотели сорвать наши планы. Да здравствует товарищ Сталин! Да здравствует наш начальник стройки, товарищ Рапопорт!"

В строительстве канала принимало участие около 280 тысяч заключенных, из которых около 100 тысяч умерло.

Грубая физическая сила сама по себе не могла привести к успеху в сложном гидротехническом строительстве. Требовался точный конструкторский и инженерный расчет. Для этого искали по всей стране, арестовывали и забирали в лагерь на строительство любых необходимых здесь специалистов. Инженер-путеец в третьем поколении, представитель знатного российского рода Вяземских Орест Валерьянович Вяземский вспоминал, как после ареста, на следствии он спросил у следователя, в чем конкретно его обвиняют. "Вы не были советским человеком", - ответил следователь НКВД. «Да, -соглашается Вяземский. - Я не люблю собраний, не читаю советских газет и не хожу на митинги. Значит, я не советский человек». И этого оказалось достаточным, чтобы Вяземского приговорили к пяти годам заключения в лагере.

После завершения работ на строительстве Беломорского канала О. В. Вяземского, как и других проектировщиков и инженеров наградили орденом и выпустили из лагеря.

Другой инженер К. М. Зубрик, также ставший орденоносцем и получивший известность оригинальными конструктивными разработками на Беломорском канале, в течение полутора лет после ареста (декабрь 1930 года) не знал своего приговора и даже срока, который ему назначено провести в лагере. Ему забыли сообщить. Для НКВД это было неважным. И только в июне 1932 года по запросу жены он узнал, за что и на какой срок осужден. К. М. Зубрик также получил орден и был освобожден из заключения сразу же по завершении строительства Беломорско-Балтийского канала.

По указанию И.В.Сталина канал длиной в 227 км должен был быть построен за двадцать месяцев - с сентября 1931 г. по апрель 1933 г. (для сравнения: Панамский канал длиной 80 км строился 28 лет, Суэцкий канал длиной 160 км - 10 лет).В рекордно короткие сроки были построены более 100 сложных инженерных сооружений, проложено 2,5 тысячи км железнодорожных путей. В сооружениях канала применялись главным образом местные недефицитные строительные материалы: дерево, камень, грунт, торф.

В мае 1933 г. Г. Г. Ягода докладывал И. В. Сталину о готовности Беломорканала. Строительство завершилось 20 июня 1933 года, канал был назван «каналом имени Сталина». В июле этого же года И. В. Сталин, К. Е. Ворошилов и С. М. Киров совершают прогулку на катере по новому рукотворному водному пути.

Сталин остался доволен. Начальство ОГПУ в полном составе было награждено орденами.

В связи с окончанием строительства Беломоро-Балтийского водного пути ЦИК СССР постановил досрочно и без всяких ограничений освободить значительное число заключенных, "особо проявивших себя ударниками, имеющих особые заслуги по указанному строительству". Никогда более подобной практики массового освобождения заключенных в СССР не применяли.

Официальное открытие канала состоялось 5 августа 1933.

Открытие канала сопровождалось мощной информационной кампанией. Газеты, такие как «Правда» или «Известия», публиковали тематические статьи, пропагандистские карикатуры и портреты работников. Советская пропаганда подавала опыт строительства ББК как «первый в мире опыт перековки трудом самых закоренелых преступников-рецидивистов и политических врагов».

Летом 1933 года, незадолго до открытия, ББК посетила группа из 120-ти писателей и художников во главе с Максимом Горьким (среди них были такие известные писатели, как Алексей Толстой, Михаил Зощенко, Виктор Шкловский, Ильф и Петров, Бруно Ясенский, Валентин Катаев, Вера Инбер, Д. П. Святополк-Мирский и другие) для ознакомления с чудом социалистической экономики. Писатели осуществили путешествие пароходом по недостроенному каналу, посетили специально подготовленные к визиту лагеря, общались с заключенными, которые, конечно же, хвалили партию и великого вождя за предоставленную им возможность искупить свою вину ударным трудом на великой стройке, с руководителями сооружения объекта, совершили прогулки по каналу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Теория происхождения восточных славян
Историческими и этническими предшественниками восточных славян были племена антов, живших в Приазовье, Причерноморье и Приднепровье в I в. до н. э. Другое название антов – асы сближается с названием племени роксоланов и с племенным названием «русь» или «рос». Ученые норманнской школы считают, что «русью» называлось одно из скандинавски ...

Курсом XX–XXII съездов
XX съезд партии (1956 год) открыл новый этап в истории Башкирской АССР, как и всей Советской страны. Устранялись ошибки в деятельности партийных и советских органов, возрождался ленинский принцип коллективного руководства и т.д. В июне 1957 года трудящиеся республики торжественно отмечали 400-летие добровольного присоединения Башкирии ...

Мероприятия французских властей в социально-экономической сфере на белорусских землях во время войны 1812 года
Так называемая континентальная система, имевшая своей целью ослабить Англию посредством торгового бойкота ее товаров, вызвала падение денежных ценностей во всей Европе, — но особенно сказалась тяжелыми последствиями в хозяйственной и торговой жизни Франции. Историки единодушно говорят о резком контрасте между великолепием двора Наполеон ...