Историческая информация » История Беломорканала » Строительство Беломорско - Балтийского канала. ББК в 1930 - е годы

Строительство Беломорско - Балтийского канала. ББК в 1930 - е годы
Страница 6

На ст. Медвeжья Гора ("Медгора") находится управление лагерем - оно же и фактическое правительство так называемой "Карельской республики" - лагерь поглотил республику, захватил её территорию и - по известному приказу Сталина об организации Балтийско - Бeломорского Комбината - узурпировал всe хозяйственные и административные функции правительства. Этому правительству осталось только "представительство", побeгушки по приказам из Медгоры, да роль декорации национальной автономии Карелии».

Авторы " Истории Карелиии с древнейших времён до наших дней отмечают:"В ситеме Белбалткомбината развивалась лесопильная и деревообрабатывающая промышленность. Помимо Медвежьегорского и Сегежского лесозаводов, принятых от треста "Кареллесдрев" в 1934 г., ББК построил Пиндушский, Сунозерский и Летнереченский лесозаводы. Кроме того, комбинат имел две мебельные фабрики в Медвежьегорске и Надвоицах, 10 однорамных лесозаводов передвижного типа и 19 шпалорезок. Было развито лесохимическое производство: велась заготовка смолы, дёгтя, угля. Заключённые производили более трети продукции лесопильной промышленности Карелии."

После окончания строительства в Беломоро - Балтийском комбинате на эксплуатации канала была занята 71 тысяча заключённых.

В 1948 году, с началом возведения последующих «великих строек коммунизма» (Волго-Донского канала, Волго-Балтийского водного пути, Куйбышевской и Сталинградской ГЭС и других объектов), власти воспользовались уже проверенным способом: построили крупные исправительно-трудовые лагеря, обслуживавшие стройки. А найти тех, кто заполнит вакансии рабов, было просто. Только по указу Президиума Верховного Совета от 4 июня 1947 года «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» в зону попали сотни тысяч людей. Труд зэков использовался в самых трудоемких и «вредных» производствах.

23 марта 1939 года Постановлением СНК СССР № 321 «О передаче Беломорско-Балтийского канала имени Сталина в ведение Наркомвода» канал был выведен из структуры БелБалтКомбината ОГПУ СССР и стал самостоятельным предприятием.

Создание Беломорско - Балтийского канала дало жизнь Беломорску, а также другим городам Карелии от Белого моря до Онежского озера. После начала эксплуатации канала, в республике начала развиваться промышленность. На базе канала был построен каскад Выгских гидроэлектростанций, дающих дешевую электроэнергию, что позволило, например, построить алюминиевый и целлюлозно-бумажный комбинаты.

Также выросли новые города и поселения — Медвежьегорск, Сегежа, Надвоицы. Местечко Повенец стало большим портом, а Беломорск — важным промышленным центром.

В первую навигацию было перевезено 1,143 тыс. тонн грузов и 27 тыс. пассажиров. В 1940 году объём перевозок составил около миллиона тонн, что составляло 44 % пропускной способности.

Со стратегической точки зрения канал предоставил возможность связать Белое и Балтийские море. Уже в 1933 году Беломорский канал позволил создать надежную защиту северных рубежей государства. До этого времени северо-арктическое побережье практически никем не охранялось и не было защищено от возможного вторжения. Первыми судами, прошедшими по новой водной трассе, стали именно военные корабли - одни из первых советских субмарин класса "Декабрист".

Таким образом,

история сооружения и деятельности Беломоро - Балтийского канала в сталинский период - это история страданий огромного количества советских людей.

Идея об использовании массового труда заключённых, предложенная Н.А. Френкелем, и испытанная на строительстве Беломорского канала, неоднократно воплощалась властями СССР и в дальнейшем. После Беломорского канала в Карелии началось строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, судоходного канала Москва-Волга и десятков иных комбинатов, заводов и городов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Экономическое стимулирование со стороны США
Под охраной 7-го американского флота Гоминьдан продолжал политику глубокого реформирования экономической структуры острова. Однако для реализации программы реформ была необходима не только защита гоминьдановского режима, но и прямая экономическая помощь. Эта помощь сыграла очень важную (но не решающую) роль в экономических преобразовани ...

Хозяйственный и социальный строй городов. Крестьянские восстания
Положение других слоев населения, не принадлежащих к господствующему феодальному классу, юридически было не менее бесправно, чем положение крестьянства. Но на деле экономическая сила торговой буржуазии обеспечивала за ней растущее политическое влияние. Центрами торговой буржуазии были крупные города, в первую очередь, Эдо и Осака. В ст ...

Гангутское морское сражение (1714 г.)
После победы зимой 1714 г. у Лапполо можно было развивать действия на море. К 1714 г. русский флот представлял большую силу, способную потягаться с шведским флотом. Обстановка в Западной Европе несколько улучшилась для России. Между державами-победительницами — Англией, Голландией и Австрией — начались серьезные трения после Утрехтского ...