Историческая информация » История Беломорканала » Строительство Беломорско - Балтийского канала. ББК в 1930 - е годы

Строительство Беломорско - Балтийского канала. ББК в 1930 - е годы
Страница 1

Путь из Белого моря в центральные районы страны через естественную систему рек и озер был известен торговым людям с XVI века. В XVI—XVII веках этот путь использовали паломники, шедшие к святыням Соловецкого монастыря.

Впервые идея строительства судоходного канала, который соединил бы Белое и Балтийское моря, возникла во время Северной войны и принадлежала Петру І.

Авторство одного из первых проектов Беломорского канала принадлежит купцу из поморского города Кемь Федору Антонову Ф. Антонов, прах которого ныне покоится в ограде Успенского собора города Кеми, не только первым с точностью указал направление будущей судоходной трассы. Он справедливо отметил, что от строительства канала зависит дальнейшее развитие всего Русского Севера.

Однако детально за разработку проекта канала взялись только в XIX веке. Тогда по заказу правительства было разработано четыре проекта строительства: первый — проект Ф. П. Деволана 1800 года, второй — проект графа А. Х. Бенкендорфа 1835 года, третий — флигель-адъютанта Лошкарёва 1857 года, четвёртый, получивший в 1900 золотую медаль Парижской всемирной выставки, - профессора В. Е.Тимонова. Однако все варианты строительства были отклонены царским правительством из-за их высокой стоимости.

В 1930-х годах к вопросу строительства канала обратилось советское правительство. Инициатором строительства Беломорканала стал Иосиф Сталин.

При этом особое значение имели причины как политического, так и экономического характера. Беломорье оставалось беззащитным перед любой агрессией. Это показала интервенция 1918 - 1920 гг. Со стратегической точки зрения необходимо было строительство канала, который связал бы Белое и Балтийские море и позволил бы создать надежную защиту северных рубежей государства. Но в 20 - х гг. изыскать средства для строительства канала не удалось.

В середине 20-х годов население страны испытывало голод. В ряде центральных черноземных областей России стихийно возникли крестьянские восстания. Они были жестко подавлены частями регулярной армии. Однако это обстоятельство позволило новой большевистской власти сформулировать свою политику по отношению к крестьянам, особенно зажиточным, самостоятельным, как откровенно враждебную. В официальный лексикон ввели новое понятие – "кулак". В прессе началась массированная пропагандистская кампания по "уничтожению "кулака" как класса".

В результате подобной политики, с помощью репрессий, большевики избавились от настоящих и мнимых врагов внутри страны. Ими они заполнили тюрьмы и концентрационные лагеря. Но жизнь простых граждан от этого лучше не становилась. Если раньше это обстоятельство еще можно было пропагандистски объяснить наличием множества "врагов" – в Кремле, в министерствах, на заводах, фабриках и в сельском хозяйстве, то теперь возникла серьезная проблема. Советской власти оказались жизненно необходимы успехи в экономике. Без реальных побед в развитии транспорта, металлургии, без хозяйственного освоения новых территорий громадного государства большевикам невозможно было рассчитывать на укрепление авторитета в мировом сообществе.

В этих условиях идея строительства Беломорского канала оказалась как нельзя кстати. Именно на Беломорском канале большевики решили показать миру свое умение решать грандиозные хозяйственные задачи. Была поставлена и еще одна крупная международная цель. Она заключалась в том, чтобы продемонстрировать возможности и преимущества нового социалистического строя.

Мировой экономический кризис не оставил в стороне и Советский Союз. Ухудшился торговый баланс, большие сложности возникли с оплатой импортных товаров, необходимых для индустриализации. В то же время требовалось показать миру, что Советский Союз может собственными силами осуществить индустриализацию, не прибегая к импорту с Запада. Стране были нужны трудовые победы, глобальные свершения, но без лишних затрат. Поэтому с целью экономии валютных средств, необходимых для индустриализации и обороны, на строительстве Беломорканала решено было использовать исключительно ручной труд - труд заключённых.

ББК, помимо того, что был призван символизировать успехи социалистической системы, имел огромное стратегическое и экономическое значение. Он должен был обеспечить выход страны в Мировой океан, надёжную связь с Западом, прямое морское сообщение между европейской частью СССР и Дальним Востоком. Путь из Ленинграда в Архангельск благодаря каналу сокращался в 4 раза и становился речным. Канал должен был пройти через богатую минералами и лесами территорию и способствовать хозяйственному освоению северного края.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Рост антитокугавской оппозиции и кризис власти
Все перечисленные выше явления вели к росту антитокугавской оппозиции среди угнетенных и бесправных слоев населения. Начало XIX в. было отмечено рядом бурных выступлений против токугавского режима, отражавших острое недовольство различных классовых сил. К 30-40 годам XIX в. крестьянские восстания заметно усилились. Наряду с ними все чащ ...

Россия в период правления Елизаветы Петровны и Петра III
В ночь на 25 ноября 1741 г. при поддержке гвардейских офицеров Елизавета совершила дворцовый переворот и была провозглашена императрицей. Малолетний император Иоанн был сослан на Север России. В период царствования Елизаветы была проведена одна из важнейших экономических реформ – отмена внутренних таможен (по указу 20 декабря 1753 г. ) ...

Пакт о ненападении
В условиях, когда военная угроза подступала к Советскому государству и с запада, и с востока, когда намечалась возможность координированных действий агрессоров на обоих направлениях при поддержке западных держав, внешняя политика СССР продолжала оставаться твердой и спокойной, не впадающей в панику и не поддающейся на провокации. Когда ...