Колониальная политика Германской империи в 1871-1914 гг. «Железный
канцлер» О. Бисмарк и начало колониальной экспансии Германской империи
(1871-1888 г.)Страница 2
Внешняя политика крупных держав оказывалась неотделимой от колониальной политики, а дипломатия все чаще обслуживала интересы мощных буржуазных фракций, добивавшихся особых выгод в той или другой зоне мира и влиявших на формирование глобальных внешнеполитических замыслов (14; с. 157).
Некоторое время Бисмарк колебался, но вскоре, поддавшись, настоятельным требованиям столь влиятельных кругов, сделать пробный шаг. В рейхстаге, как и за его стенами в это время шла острая борьба в связи с общим поворотом бисмарковской политики в сторону протекционизма. Сторонники высоких покровительственных пошлин - консерваторы, имперская партия и национал - либералы, - представляющие интересы юнкеров и тяжелой промышленности, встретили сильную оппозицию со стороны защитников «свободной торговли» - левого крыла национал - либералов, партии прогрессистов и католического центра, решительным противником колониальной политики была социал-демократия. По линии этой борьбы проходил тогда и водораздел между сторонниками и противниками законопроекта о колониальных субсидиях.
29 апреля 1880 года законопроект был провален незначительным большинством голосов. Тем не менее, в 1881 году Бисмарк сделал, попытку на сей раз протащит через рейхстаг новый план – государственного субсидирование пароходных линий «Северогерманского Ллойда», связывающих Германию с Восточной Азией и Австралией. Но тут он снова обжегся. Убедившись в этом, он рассердился и решил пока ничего больше открыто, не предпринимать в поддержку колониальных дельцов. Его внимание в то время было всецело поглощено делами международной политики в Европе, и прежде всего созданием военно-политического блока под эгидой Германской империи (11; с. 117-118).
В период франко – прусской войны Бисмарк решительно отказывался поддержать сторонников политики колониальных приобретений. Незадолго до войны в письме военному министру Роону, он дал этому экономическое обоснование, в те времена весьма распространенное в кругах либеральной буржуазии – сторонников свободной торговли. Он считал тогда, что представление, будто приобретение колоний, подтолкнёт развитие торговли и промышленности, является большой иллюзией; на самом деле оно только навяжет стране дополнительные налоги, которые трудно будет обосновать. В те времена он возражал против политики колониальных приобретений и по внешнеполитическим мотивам. Даже много позднее в беседе с одним энтузиастом колониальной политики, указывавшим на необъятные возможности территориальных приобретений в Африке, Бисмарк сказал: «Ваша карта Африки хороша, но моя карта Африки – Европе. Здесь расположена Россия, а здесь расположена Франция, мы же находимся в середине – такова моя карта Африки».
На протяжении 70-х годов Бисмарк и не помышлял о колониальных захватах. Поворот наметился лишь в самом начале 80-х годов, когда он твердо встал на путь протекционизма. Еще в феврале 1883 года Бисмарк заверял английское правительство, что Германская империя «сейчас, как и раньше», далека «от всяких колониальных домогательств, и особенно от всякого вмешательства в существующие британские интересы» (45; с. 24-25).
Экономическое развитие Северного Сахалина в предреволюционный период
Главным фактором некоторого оживления экономической жизни Северного Сахалина в предреволюционные годы стали не усилия правительства, а проявление деловой активности российских предпринимателей, рискнувших вкладывать свой капитал в освоение природных ресурсов острова. Прежде всего, это касалось развития рыбной промышленности и меньшей ме ...
Политика Александра на завоёванных территориях. Её
эволюция.
В этой главе мы рассмотрим лишь один (наиболее важный, как нам представляется) аспект политики Александра на завоёванных территориях. Это меры, предпринимаемые для создание социальной опоры власти македонского царя. Мы не рассматриваем здесь религиозную политику Александра, хотя она и имела важное значение в деле укрепления власти макед ...
Гонконг
Гонконг - крупнейший порт, промышленный, финансовый и внешнеторговый центр, город-звезда в Азиатско-тихоокеанском регионе. В этом динамичном, процветающем, жизнерадостном, многогранном, многонациональном городе, голоса 6,6 миллионного населения утопают в каскаде золотых высотных зданий. С 1 июля 1997 года - Особый Административный Район ...